|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Юсуф Дадашев: чудесное избавление от репрессий

Юсуф Дадашев: чудесное избавление от репрессий

Недавно я ознакомилась с книгой Ирины Михайловой «Возвращенные имена», изданной Центром сохранения и развития национальных традиций, самобытности языка, культурного и исторического наследия горских евреев «Sholumi». В своей работе автор собрала сведения о горских евреях, подвергшихся репрессиям в 1920–1950-е гг.

Сегодня, однако, речь пойдет о человеке по имени Юсуф Дадашев, который смог чудесным образом избежать приговора зловещей «тройки» — благодаря тому, что несколькими годами ранее он помог одному студенту, волею судьбы попавшему в древний Дербент.

До революции семья Дадашевых была одной самых из зажиточных на Кавказе. Родоначальник семьи, Авраам бен Натан, родился в 1852 г. в селении Нюгди (Мюшкюр), звание купца 2-й гильдии ему было присвоено в 1903 г. Его отец Натан и дядя Ага переселились в Дербент примерно к 1873 году.

Юсуф Дадашев родился в 1874 г. в Дербенте. Он был женат на девушки из Красной Слободы по имени Ливго, она подарила ему восьмерых детей (5 сыновей и 3 дочерей). Одна из дочерей, Мазалту, была невестой Ханукаевых. В начале 20-х годов. она вместе со своей семьей эмигрировала в Эрец-Исраэль. Но во время плавания через Черное море, в Турцию, корабль потерпел крушение, погибли её муж и дочь. К счастью, женщине удалось спастись и добраться до исторической земли предков, где она смогла повторно выйти замуж.

О традициях меценатства семьи Дадашевых до революции ходили легенды: они щедро одаривали малоимущие семьи продуктами перед приходом Шаббата и перед еврейскими праздниками. Дадашевы оплачивали беднякам учебу, давали приданое бедным невестам и оставили у горско-еврейского народа добрую память. Старожилы рассказывали, что каждому своему работнику (несмотря на национальность) Юсуф Дадашев выделял ко дню свадьбы 100 рублей. В те времена это была значительная сумма, исходя из того, что за 1 день работы платили 1 рубль 20 копеек. Были случаи, когда молодожены брали себе фамилию Дадашевых, тем самым выражая благодарность этой семье за безвозмездную помощь.

Когда была установлена советская власть, для состоятельных людей настали трудные времена. Опасаясь экспроприаций, дербентские богачи сами добровольно отдавали новой власти нажитое годами имущество. Так и семья Дадашевых передала советским учреждениям свои винокуренные заводы, рыбные промыслы, пять нефтяных вышек (в Баку) и акционерный банк «Ахундов – Дадашев». Чтобы уберечь своих сыновей от репрессий, главы этих семей отправляли их за рубеж или в центральные города России. Некоторым из них даже удавалось сменить свою фамилию.

Арестовали Ю. Дадашева в 1924 г. в Москве, куда он прибыл, чтобы навестить своего сына-студента. Перед поездкой у него было предчувствие, что в столице его могут ждать неприятности, но, скучая по сыну, он все же рискнул поехать. И действительно, у дома, где проживал сын, мужчину, ждали два чекиста. Они потребовали у него документы и доставили на Лубянку. Арест растянулся на полгода и, хотя он неоднократно посылал письма в соответствующие инстанции, ответа них так не поступило…

Наконец настал день, когда 50-летнего Дадашева вывели из тюремной камеры и провели в кабинет к следователю. Там за столом восседала могущественная «тройка», одна из тех, что за годы репрессий 20-30-х приговорили к расстрелу более полумиллиона человек. Юсуф был готов к любому приговору — от длительного срока и до высшей меры, расстрела. Но случилось чудо, в которое он никак не мог поверить. К удивлению своих соратников, председатель комиссии поднялся со своего места и направился к арестанту с приветственными словами: «Прошу прощения, товарищ Дадашев, я рассмотрел ваше дело, ваш арест — печальная ошибка...»

Юсуф с благодарностью посмотрел на него, и вспомнил, что когда-то их жизненные пути пересеклись, и та встреча стала спасительным мостиком для него. Ведь прежде никому не удавалось избежать наказания зловещей «тройки».

Затем председатель поведал своим коллегам историю, связанную с этим человеком: «Как-то, в 1916 г., будучи студентом Тифлисского университета, я с четырьмя друзьями на поезде возвращался на учебу после зимних каникул. Где-то в районе Ростова в вагон подсел элегантно одетый человек и вежливо попросил разрешения присоединиться к нам. Времена тогда были неспокойными, наш путь лежал через Дербент, где наш попутчик должен был выйти. Я тогда жил на одну стипендию и не мог себе позволить приличную одежду, даже разорванные ботинки, у меня были перемотаны проволокой. Поняв, что студенты устали от длительной дороги, Юсуф Дадашев пригласил всю нашу группу погостить у себя дома, где мы и задержались на целых три дня. Оказалось, что мы повстречали в поезде горского еврея-миллионера (а до этого мы считали, что на Кавказе живут только грузинские евреи, о горских мы и не слышали). Его прислуга ухаживала за нами, как за почетными, желанными гостями, и к тому же одели меня во все новое, и в придачу дали ещё два чемодана, набитые одеждой и обувью. А на прощание этот благородный человек насильно вложил мне в карман крупную сумму денег. Я никак не соглашался брать деньги, но он, успокаивая меня, сказал: «Это — в долг, до лучших времен, может тогда и рассчитаемся…»

Действительно, неисповедимы пути Всевышнего, такой момент настал. Кто знал, что состоятельный человек встретится при таких печальных обстоятельствах с тем самым русским студентом, от которого будет зависеть его дальнейшая судьба.

Как в тумане, ещё не веря, чудесному избавлению от опасности, он слушал решение суда: «Именем революции! Чрезвычайная комиссия в составе… постановила: подсудимый Иосиф Абрамович Дадашев ни по одному из предъявленных ему обвинений перед революцией не виновен и решением данной комиссии освобождается из-под стражи!»

Только после освобождения Юсуф Дадашев смог встретиться со своим спасителем и услышать от него план его освобождения. Конечно же, чекист рисковал своей работой, ведь отношение к бывшим богачам, «буржуям» у советской власти было весьма негативное. Ему пришлось выждать удобное время, чтобы в «тройку» судей вошли доверенные, подходящие коллеги, которым предстояло вынести оправдательный приговор для бывшего миллионера.

Как жаль, что другим арестантам не повезло так, как посчастливилось Юсуфу Дадашеву.

Похожие статьи