|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

О переселении горских евреев из горных районов в города Восточного Кавказа

О переселении горских евреев из горных районов в города Восточного Кавказа

Когда-то в горах Кавказа было немало еврейских поселений, соответственно, этноним «горские» наш народ получил потому, что они веками проживали в горной местности. Нынче в горах евреи не проживают, а вот этноним «горские евреи» сохранился и, кажется, останется на все времена. По правде говоря, другой этноним «таты», введенный в 1930-х гг. что означает в переводе с тюркского языка «подданный», ещё больше режет слух. Многие спорят по этому поводу, и до сих пор в России не определились, какой именно выбрать этноним для евреев Кавказа. В Дагестане мы числимся татами, в Израиле нас называют «йеудим кавказим», а сами себя мы считаем «горскими евреями». Непонятно только, почему до сих пор «горские», если в горах Кавказа, евреи уже не проживают свыше полстолетия.

Когда-то в детстве мой отец на вопрос «почему нас называют горскими евреями?», показал в сторону Дербентской крепости и сказал: «В далекие времена, когда в эти места привозили для строительства крепости рабов из разных стран, среди них были и евреи, изгнанные из Эрец Исраэль. Надсмотрщики издевались над рабочими, но больше всего над иудеями. За малейшую провинность их наказывали, вырывали глаза, которые закапывали под деревом (говорят, оно находилось рядом с Джума-мечетью). Поэтому тех рабов, которым удавалось сбежать в горы и поселиться там, стали называть горскими евреями».        

В данной статье мне хотелось напомнить процесс переселения евреев Кавказа в центральные районы и города, и с чем это было связано. С установлением советской власти и развитием промышленности многие народы, веками проживавшие в горах, были переселены на равнину. Во-первых, это было связано с электрификацией, во-вторых — с повышением уровня образования горских народов. Болезный процесс переселения из аулов в города коснулся и евреев, веками проживавших в горах Кавказа. Но следует заметить, что их переселение началось в период нашествия войск Надир-Шаха, затем присоединения Кавказа к России и восстания Шамиля. А окончательный процесс по переселению был осуществлен в советское время.

Несмотря на то что процесс переселения начался примерно 200 лет тому назад, многие горские евреи, родившиеся в городах, знают от своих родителей, где в прошлом проживали их предки. Это явно можно проследить, например, по названиям районов Красной Слободы (Куба, Азербайджан), а также разделение по названиям бывшего проживания в районах Азербайджана: губеи, ширвони, гусари, варташенцы и др. Или же из взятых наименований родов по названиям горных районов и аулов Дагестана: дербенды, хайтоги, мюшкири, гарчоги, ароги, кубаниho, джароги, калейканджали, мириги, эндериho и др.

В начале XIX века Восточный Кавказ в политическом отношении представлял собой множество мелких ханств, постоянно конфликтующих между собой. По всей видимости,  Россия смогла умело использовать эти конфликты для усиления своего влияния в Кавказском регионе. При этом царская армия проводила и завоевательную политику, вылившуюся в русско-кавказскую войну и последующее за ней восстанию Шамиля. Например, на 1806 год, русскими были захвачены области, где проживало большинство горских евреев: Бакинское, Кубинское и Дербентское ханства.

Ханы, изгнанные из своих владений и поддерживаемые Ираном и Турцией, собирали в горах отряды горцев для сопротивления и совершали нападения на подразделения русской армии. Вследствие этого страдало мирное население высокогорных аулов, в том числе горские евреи. Во время боевых действий уничтожались урожаи и засеянные поля, конфисковались скот и продукты, сжигались дома. В результате экономика этого региона приходила в упадок. 

Когда в 1812–1813 гг. были подписаны соглашения между Россией, Оттоманской Портой и Ираном, под контроль Санкт-Петербурга перешла почти вся территория Кавказа, где проживали горские евреи. Они, в свою очередь, надеялись, что российские власти остановят произвол мелких мусульманских правителей и наведут порядок. Но Россия в первую очередь была заинтересована в военном контроле и поступлении налогов. В те времена власть в регионе была сосредоточена в руках местных ханов, получивших звание офицеров царской армии, но они, как и прежде, притесняли евреев. Из-за произвола, что творился в горах и сельской местности, горские евреи вынуждены были перебираться в крупные населенные пункты или же поселялись рядом с русскими гарнизонами.

Но все же следует отметить, что положение евреев после присоединения Кавказа к России заметно улучшилось. В поисках работы горские евреи снабжали офицеров и солдат русской армии товарами первой необходимости и обеспечивали их различными услугами. Вступая в контакт с русскими гарнизонами, горские евреи стали понемногу перенимать у них русский язык. Их начали использовать в качестве проводников и посредников на переговорах при обмене пленными, что вызвало ненависть к ним со стороны противников русских властей.

Русские войска продвигались в горы, организуя там свои военные базы. На месте ликвидируемых ханств образовывались округа, разделенные на уезды, возглавляемые начальниками (наибами). Жители уездов были обременены высокими налогами, и это послужило одной из причин переселения евреев из одного аула в другой.

Годы Кавказской войны считаются одними из самых тяжелых в истории евреев Дагестана. В большинстве своем были уничтожены еврейские поселения, и их святыни осквернены. Во время набегов восставших горцев евреев захватывали в плен и продавали в рабство. Именно в этот период, спасаясь от войск Шамиля, горские евреи стали селиться во вновь основанных русскими поселениях и крепостях Северного Кавказа: Аксае, Старо-Юрте, Хасав-Юрте, Кизляре, Грозном и Нальчике. В этот же период резко увеличилась численность еврейской общины древнего Дербента.

Во время набегов пострадали такие еврейские поселения, как Абасаво, Джерах, Дюргели, Эндери, Тарки, Дженгутай и др. Очевидцы тех событий рассказывали: «Они сожгли наши дома и отняли все имущество, нам пришлось бежать. Еврейская община была рассеяна, и мы стали селиться небольшими группами в соседних аулах…»

Во время Первой мировой войны из всех коренных национальностей Дагестана только горские евреи призывались на службу в царские войска. По окончании войны они возвращались с фронта уже проникшиеся большевистскими идеями. Именно демобилизованные солдаты и составили главное ядро красногвардейских частей Дагестана.

После установления советской власти в горах Дагестана было всего несколько аулов, где проживали горские евреи по соседству с другими народами: Аксай, Манжалис (Тубен-аул), Нюгди (Мюшкюр), Аглабби, Джараг и др.

О переселении горских евреев в советское время в 1920-1930-х гг. я нашла сведения в сборнике документов «Из истории горских евреев Дагестана» (автор Д.Ш. Рамазанова).

Например, в выписке протокола №80 Объединенного заседания президиума ЦИК и СНК ДАССР от 5 января 1927 г. (Махачкала) затронута тема «О землеустройстве еврейского населения».

- Дело №040: «Поручить переселенческому комитету создать при нем специальную комиссию. Включив в нее представителя ОЗЕТ, которой поручить разработать  на ряд лет план наделения землей всего еврейского населения ДАССР, увязав его  с финансово-хозяйственным планом землеустройства и переселения НКЗема, приняв меры к тому, чтобы не было причин выезда еврейских хозяйств для земельного устройства за пределы ДАССР.  Удовлетворить просьбу ОЗЕТ – не вселять их в аулы прежнего пребывания».

- Выписка из протокола №5 «Объединенного заседания Президиума ЦИК и СНК ДССР» от 9 июня 1927 г.:

«Представить в СНК смету, как на проведение переселения на отведенный в Кизлярском округе земельный участок горских евреев из расчета на 500 семей...

- Наркомзему принять меры к отводу в районе Буйнакского «Дабахана» и Тарки небольших земельных участков, на которых горские евреи-кустари могли бы развести на артельных началах огороды.

- Предложить Дагкомзему окончательно решить вопрос о целесообразности перехода всего или части трудового горско-еврейского населения аулов, расположенных в районе Кюринского округа на новые места и целесообразности дальнейших затрат на устройство и восстановления этих аулов…»

Через три года, в 1930 г., евреи из поселка Кизлярского района были переселены на вновь отведенные земельные участки в Дербентском районе.  

Все это предпринималось для улучшения хозяйственно-культурного состояния горско-еврейского народа. И хотя процесс адаптации при переселении евреев из горных районов Дагестана не проходил гладко, это со временем дало свои плоды. С развитием колхозного движения около 80% еврейского населения было переселено из гор в крупные города.
Похожие статьи