|
Пресс-служба СТМЭГИ

Историк Фуад Ахундов прочел видеолекцию об этногенезе горских евреев

Историк Фуад Ахундов прочел видеолекцию об этногенезе горских евреев

Уже не в первый раз известный экскурсовод, большой знаток истории Азербайджана Фуад Ахундов становится специально приглашённым гостем ZOOM-конференции, которые в последние месяцы проводит Азербайджанский культурный центр (АКЦ) при Международной ассоциации «АзИз». Одна из таких встреч была посвящена истории евреев Азербайджана, но поначалу речь в ней шла об ашкеназской общине Баку. Вторую встречу с Ф. Ахундовым организаторы наметили в сентябре, она будет посвящена истории расселения горских евреев в разных регионах Кавказа.

Глава АКЦ при Ассоциации «АзИз», организатор ZOOM-конференций Егяна Сальман сдержала данное обещание, и за три дня до начала еврейского Нового года вновь пригласила Фуада Ахундова, который рассказал следующее: «Горские евреи проживают на территории Восточного Кавказа с незапамятных времён. Точное время появления горских евреев на Кавказе теряется в седой древности веков. Первое упоминание о раввине на Кавказе можно встретить в Иерусалимском Талмуде, где упоминается Шимон Сафра Дербенди. И это упоминание датируется III веком нашей веры! То есть ещё во времена единой Римской империи, задолго до выделения Византии, во времена держав Сасанидов и так далее, на Кавказе уже существовали еврейские поселения. И эти поселения являются неотъемлемой частью его этнокультурной палитры».

Свою занимательную лекцию Фуад Ахундов назвал «Горские евреи Азербайджана. Исторические этюды». Он отметил, что, как азербайджанец и как человек, не равнодушный к истории своей страны, он не мог обойти стороной неотъемлемую составляющую культурного облика современного независимого Азербайджана, и когда, ещё более 20 лет назад, на Азербайджанском телевидении появилась передача «Бакинские тайны». Один из первых её выпусков был посвящён еврейским общинам Азербайджана, в ней был отдельный сюжет, посвященный горским евреям. Именно тогда он попытался окунуться в глубь истории и понять, насколько это всё глубоко. «Ведь здесь, — отметил Фуад Ахундов, — и начинается такой удивительный сплав сплетение различных культур, различных влияний, так что да, где-то можно потеряться. Но с другой стороны, мы вновь снимаем шляпу перед этой страной, этим краем, пред его историей. Кавказ — это уникальное место, где сходится два великих этнокультурных начала: начало иудейское с началом тюркским. Существует много версий появления евреев на Кавказе, но, по одной из версий, сочетанием, отчасти, именно этих двух начал и пытаются объяснить историю горских евреев. Также есть версия, которая тоже имеет право на существование, согласно которой горские евреи — это потомки одного из десяти потерянных колен Израилевых.

Во всяком случае, именно этой версии придерживались те, с кем общались одни из первых российских исследователей: Илья Анисимов и Йегуда Чёрный. Но существует ещё одна версия, которая не уходит так глубоко в историю, и её можно проверить, речь идёт о VIII веке нашей эры. Это версия связанная происхождением горских евреев от хазар. Я ни в коем случае не хочу ничего утверждать, поскольку не являюсь специалистом в этой области, но в любом случае нельзя рассматривать историю Хазарского каганата без иудейского элемента, поскольку в 740 году хазарский царь Булан принимает иудаизм и провозглашает его государственной религией, хотя население его страны в этническом отношении было тюркским. Сегодня, когда мы пытаемся всё это спроецировать на историю с горскими евреями, у меня лично возникает вопрос: «яйцо или курица». Были ли горские евреи наследниками хазар или наоборот иудаизм хазарам пришел от горских евреев, исходя из того, что еврейские общины уже не одно столетие существовали на территории современного Азербайджана. Я не считаю себя специалистом в этой области. Поэтому немного абстрагируюсь от этой версии, но прежде хочу отметить одну интересную деталь: столицей Хазарского каганата был древний город Семендер, который был разрушен завоевателями, а через несколько веков на его месте образовался небольшой аул Тарки, а именно из этого аула выйдет первый историк, первый исследователь горских евреев — Илья Шербетович Анисимов родившийся там, в 1862 году. Именно он является автором монографии «Кавказские евреи-горцы», которая до сих пор не утратила научной ценности.

Значит, вновь, получается, хотим мы этого или нет, начало иудейское переплетается с началом тюркским. Совсем недавно было опубликовано интервью раввина Михаила Финкеля, который побывал в Азербайджане и утверждает, причём со ссылкой на весьма авторитетные источники, что в этногенезе сегодняшних евреев далеко не последнюю роль играет тюркский элемент. Я думаю, что это нисколько не умаляет еврейскую историю и нисколько не принижает тюркскую. И вот ещё один пример того, как эти две культуры не страдали фобией друг к другу, и то что раздирало, то время западный мир, то что раздирало христианство, и то что сейчас к сожалению, раздирает Ближний Восток, тюркские этносы, к счастью к этой болезни, антисемитизму, имеют иммунитет. И когда мы сегодня пытаемся, понять этот иммунитет тюркских народов к антисемитизму, я думаю, что его надо искать во временах Хазарского царства, если не ранее, так как эти культуры имеют длительную историю совместного существования и взаимного влияния друг на друга.

Это то, что касается хазарской версии происхождения горских евреев. Но, с моей точки зрения, наиболее реальной версией, объясняющей появление евреев на Кавказе, является та, что связана с выводом евреев персидским царем Киром II из Вавилонского пленения. После разрушения Первого храма Навуходоносором в VII веке до нашей эры огромное количество пленных выводилось в Вавилон, а тот, в свою очередь, падает под ударами Персидской державы, и Кир II уводит евреев к себе, в Персию. Тогда же у евреев была возможность вернуться в Израиль и Иудею, что некоторые и сделали, основная же часть еврейского населения предпочла остаться в Персии. И в период правления династии Ахеменидов мы видим очень интересный пример сосуществование персов и евреев. Но ситуация начинает меняться, когда стала править династия Сасанидов, а это уже первые века нашей эры. Нельзя сказать, что при Сасанидах был распространён антисемитизм, просто сасанидские правители не отличались столь толерантным отношением к евреям, как Ахемениды, в частности персидский царь Артаксеркс III и его приемник Дарий III.

По всей видимости, получается что в какой-то период серединыV века уже нашей эры, а это период распада Римской империи, в Персии начинаются некоторые гонения на евреев и большая часть их из центральных регионов Персии уходит на север, причём уходят по двум направлениям: одна ветвь евреев уходит в Центральную Азию, туда где впоследствии сформировался этнос бухарских евреев, а вторая часть уходит за большой Кавказский хребет, который представлял собой этакую естественную преграду, но формально всё это были территории, подконтрольные Персии. И уже ближе к Дербенту персидский контроль постепенно сходит на нет. Именно там во времена Сасанидов возводится знаменитая дербентская стена Нарын-Кала, против хазар и тюрков. То есть евреи уходят на окраины империи, где Большой Кавказский хребет служит им естественной преградой.

Кстати, вот на что ещё стоит обратить внимание: кавказские евреи так же, как и среднеазиатские, говорят на очень специфическом языке, который в Азербайджане называется джуури, но я не могу сказать, что это самостоятельные языки, это этнолект персидского языка, то есть фарси. И именно языковые корни бухарских и горских евреев как нельзя лучше позволяют проследить их этногенез, который, хотим мы этого или нет, так или иначе ведёт нас в Персию. И горские евреи Азербайджана до сих пор используют этот язык со значительным вкраплением тюркизмов, в силу проживания в довольно пёстрой этнической среде. Значит, в те времена, о которых мы говорим, каждый аул представлял собой как бы маленькое государство со всей вертикалью власти. И вот в такую среду попадают горские евреи, и тут они полностью перестраивают свой сложившийся образ жизни.

Евреи, поселившиеся на Кавказе, смогли найти здесь свою нишу, при этом сумев сохранить свою национальную идентичность. Это великое умение — вписаться в новый, так сказать, контекст, в новые условия существования, в новую культурную и историческую среду, но при этом сохранив самих себя. А удалось им это благодаря очень глубоким религиозным традициям. По мнению практически всех исследователей горских евреев, этот народ уже через несколько сотен лет проживания на Кавказе по внешнему виду, одежде мало отличался от своих соседей: азербайджанцев, кумыков, даргинцев, аварцев, чеченцев, кабардинцев, балкар. Но, тем не менее, что-то их отличало — прежде всего религия».

Далее в своей более чем часовой лекции Ф. Ахундов рассказал о том, что происходило с евреями, поселившимися на Кавказе уже в ХVIII-ХIХ веках, немного остановился и на ХХ столетии. Среди слушателей были: профессор, составитель нескольких словарей языка джуури Михаил Яковлевич Агарунов, президент конгресса горско-еврейских женщин Фрида Борисовна Юсуфова, руководитель Центра «Sholumi» Шауль Симан-Тов, главный режиссёр горско-еврейского театра «Рамбам» Ева Шальвер и другие. В ближайшее время лекция Фуада Ахундова будет доступна на видеохостинге YouTube.

Похожие статьи