Будет ли конец секуляризма благом для евреев?

Будет ли конец секуляризма благом для евреев?

Среди американских правых существует мощное движение, которое открыто стремится отменить секуляризм и американское laïcité. Это, конечно, не является чем-то новым в американской жизни, которая в целом благосклонно относится к публичным проявлениям религии.

Однако новое движение заметно более жесткое, чем его предшественники. Например, в недавно опубликованном манифесте движения «Национальные консерваторы» (NatCon), который подписали такие светила правого крыла, как Йорам Хазони и Род Дреер, говорится следующее: «Ни одна нация не сможет долго просуществовать без смирения и благодарности перед Богом и страха перед его судом, которые содержатся в подлинной религиозной традиции.

Там, где существует христианское большинство, общественная жизнь должна быть основана на христианстве и его моральном видении, которое должно почитаться государством и другими государственными и частными институтами», — говорится в манифесте, хотя и добавляется, что «евреи и другие религиозные меньшинства должны быть защищены в соблюдении своих традиций».

Манифест NatCon является лишь одним из проявлений гораздо более широкого движения, основанного на убеждениях, которые на протяжении десятилетий вдохновляли американских консерваторов. По их мнению, упадок религиозности в обществе является источником многих, если не большинства, проблем страны, таких как рост преступности, распад семей, распространение абортов и общая атмосфера упадка и безнравственности. И справедливым будет признать, что в этом что-то есть, хотя «натконы» и имеют тенденцию к чрезмерному упрощению.

Консервативный моралист Деннис Прагер, например, однажды предложил «математическое уравнение» для общественного упадка: A + S = B = L. То есть: Изобилие + секуляризм = скука = левизна. Учитывая, что один из девизов Прагера гласит: «Левые разрушают все, к чему прикасаются», вывод очевиден.

Как и решение. Прагер пишет: «Почти все левые — люди нерелигиозные. А рассадник левизны, университет, является самым светским учреждением в современном обществе». В результате, «единственный способ помешать левым разрушить Америку и ее основную ценность — свободу — это привести доводы в пользу иудео-христианских религий».

Я оставлю в стороне некоторые вопросы к этой идеологии и просто задам неизбежный вопрос: хорошо ли это для евреев?

По нескольким причинам я думаю, что ответ отрицательный. Во-первых, манифест NatCon ясно дает понять, что религией-гегемоном будет традиционное христианство, а это крайне рискованно для евреев. Нравится нам это или нет, но в традиционном христианстве часто проявлялись сильные антисемитские тенденции. Антисемитизм церкви уходит корнями почти в то же время, что и первоначальное отделение христианства от иудаизма, он влиял на христианскую теологию на протяжении 2000 лет, что не так-то просто скрыть. И этот антисемитизм отнюдь не был преодолен протестантизмом. Одним из самых ярых антисемитов в истории, в конце концов, был Мартин Лютер.

Конечно, в христианстве есть и филосемитские аспекты, но если бы христианская традиция была возрождена в полном объеме, а тем более навязана в публичном пространстве, евреям, вероятно, пришлось бы нелегко. Хазони предложил сделать «исключение» для религиозных меньшинств, но идея о том, что это «исключение» будет создано, не говоря уже о том, что оно будет соблюдаться, кажется в лучшем случае наивной. Более того, отвергая секуляризм, консерваторы отвергают именно то, что положило конец, по крайней мере, большинству форм христианского антисемитизма. Католическая церковь, в конце концов, отменила обвинение в деициде только в 1960-х годах, и, очевидно, сделала это в результате либеральных и светских тенденций в западном обществе и в качестве реакции на Холокост.

Более проблематичным, однако, является то, как отказ от секуляризма повлияет на самих евреев. Среди консервативных евреев всех мастей существует сильная тенденция отождествлять еврейскую традицию более или менее исключительно с религией, но это явно ограниченный взгляд. В иудаизме есть гораздо больше, чем Тора. Это огромный опыт жизни народа на протяжении тысячелетий: взаимодействие со светской философией, предпринятое Саадией Гаоном, Маймонидом, Иегудой Галеви, Мозесом Мендельсоном, Эммануэлем Левинасом и др; литературные достижения таких писателей, как Франц Кафка, Стефан Цвейг, Шолом-Алейхем, Артур Шницлер, Норман Мейлер, Сол Беллоу и возродителей современного иврита; научный гений Эйнштейна и Фрейда; участие в политике древней, средневековой и современной; светское изучение еврейской истории, общества и культуры и так далее.

Пожалуй, самое главное — это сам сионизм, в котором есть религиозные течения, но который, тем не менее, является и всегда был более или менее полностью от мира сего. Это движение, полностью вовлеченное в светскую политику, которое долго и упорно трудилось над синтезом еврейского прошлого и еврейского настоящего путем трансформации еврейской традиции в светские сионистские идеалы.

Иными словами, у евреев есть светская традиция, столь же почтенная, благородная и ценная, как и религиозная. Отмена секуляризма означала бы, по сути, отмену этой традиции, а вместе с ней и одного из основных способов, с помощью которого евреи обрели силу и смысл в зачастую враждебном мире. Евреи долго и упорно трудились, чтобы оставаться верными себе, и они делали это как религиозными, так и светскими средствами. Если отказаться от одного из них в пользу другого, то еврейский народ уменьшится, а одна из великих слав еврейского народа заключается в том, что мы никогда не позволяли себе умаляться. Мы не должны, даже с самыми лучшими намерениями, делать это сейчас.

Jewish News Syndicate, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи