| Яаков Лапин
Яаков Лапин

ЦАХАЛ стремится разрушить роль Дженина как центра террора

ЦАХАЛ стремится разрушить роль Дженина как центра террора
Фото: Majdi Mohammed/Associated Press

Масштабная операция ЦАХАЛа в Дженине призвана обратить вспять тенденцию, под влиянием которой этот палестинский город и некоторые районы Самарии превратились в рассадник террора.

ХАМАС, с которым, по данным ЦАХАЛа, связаны 20% жителей Дженина, только в этом году перечислил миллионы шекелей дженинским террористам и имеет в городе десятки боевиков. «Исламский джихад», который особенно силен в Дженине, активно поддерживают 25% населения города. «Джихад» также перечислил миллионы на нужды своих боевиков. К ним присоединяются мелкие террористические группировки местного масштаба.

Центры «Исламского джихада» в Газе и Сирии вкладывают значительные усилия и средства в Дженин, снабжая его оружием и обучая местных жителей нападать как на ЦАХАЛ, так и на израильское гражданское население.

Хамас и «Джихад» стремятся разжечь эскалацию в Иудее и Самарии, и Дженин — выбранный ими очаг напряженности.

Город и так перенасыщен оружием и боеприпасами, а недавно, по данным ЦАХАЛа, в Дженине увеличилось производство и использование взрывчатых веществ на местах.

Операция, в которой участвует группа, примерно равная по численности бригаде сухопутных войск, состоящая в основном из подразделений коммандос, при поддержке авиации, началась с удара беспилотника в 1.14 в ночь на понедельник по командному центру в лагере Дженин, используемому «батальоном Дженин». Это зонтичное название местных террористических группировок, которые получают оружие и поддержку от ИГ, ХАМАСа и, в некоторой степени, от Ирана.

За последние месяцы жители Дженина совершили не менее 50 попыток терактов, а 19 террористов, совершавших нападения по всей Иудее и Самарии, по данным ЦАХАЛа, сбежали в Дженин. Так северная Самария превратилась в эпицентр терроризма, что привело к череде смертоносных нападений на израильских граждан в Иудее и Самарии.

Израильские военные ясно дали понять, что целью нынешней операции является не удержание позиций, а поражение возможностей растущей террористической угрозы в городе: центров изготовления бомб, складов оружия, командных пунктов и т.д., а также поражение самих террористов, как связанных с «Исламским джихадом» и ХАМАСом, так и действующих независимо от них.

Через три минуты после первого авиаудара ЦАХАЛ начал переброску своих наземных сил в лагерь Дженин. В течение следующего часа ЦАХАЛ нанес еще пять ударов с воздуха, причем некоторые из них были направлены на открытые пространства, чтобы отвлечь террористов и обеспечить свободное передвижение подразделений ЦАХАЛа.

Необходимость применения авиации свидетельствует о том, насколько Дженин оказался в лапах местных вооруженных группировок и ИГИЛ, а также о том, что Палестинская автономия потеряла над ним всякий контроль.

Необходимость использования воздушной мощи для отвлечения враждебных сил свидетельствует о том, что свобода передвижения ЦАХАЛа подорвана до опасной степени.

К этому следует добавить использование 19 июня вертолета Apache для нанесения ракетных ударов в рамках спасательной операции по извлечению бронемашин ЦАХАЛ Panther, сильно поврежденных в Дженине, и удар беспилотного летательного аппарата Hermes-450 22 июня для уничтожения трех боевиков в Дженине, которые направлялись на очередную перестрелку.

26 июня ХАМАС взял на себя ответственность за неудачный запуск двух ракет из Дженина — тревожный сигнал о том, что будет дальше, если процесс «ливанизации» Дженина будет продолжен.

Использование авиации в этом секторе впервые с 2006 года является отражением масштаба угрозы и необходимости новых инструментов для обеспечения безопасности подразделений ЦАХАЛа.

К настоящему времени, утром в понедельник, было убито несколько вооруженных палестинских террористов, и боевики, вероятно, попытаются перегруппироваться и атаковать ЦАХАЛ в ближайшие часы.

Однако эта операция, в конечном счете, является отражением более серьезной стратегической проблемы, а именно вакуума власти и хаоса в Самарии, который эффективно заполняют исламистские террористы. Израиль не хочет, чтобы эта тенденция распространилась на юг.

В конечном итоге, Израиль решил, что захват прямого контроля над зоной А не в его интересах, и он определенно не намерен позволять ХАМАСу, «Джихаду» и другим агентам иранского влияния захватить власть, оставляя ослабленную ПА в качестве стратегического варианта, предпочитаемого израильским оборонным ведомством.

Тем не менее, способность ПА восстановить контроль в Дженине после последней операции на данном этапе находится под большим вопросом.

Если она не сможет этого сделать, Израилю придется чаще проводить операции по «стрижке газонов», подобные этой, чтобы гарантировать, что ливанизация Самарии не будет прогрессировать.

Исраэль а-йом, перевод Якова Скворцова

 

Похожие статьи