Ближайший шабат известен в еврейской традиции как «Шабат Пара», одна из четырех особых суббот, отмечаемых в недели, предшествующие Песаху. «Шабат Пара» буквально переводится как «Шабат коровы» и назван так потому, что дополнительное писание, читаемое в синагоге, посвящено уникальным ритуальным очищениям, совершаемым с помощью редкого существа — телки, родившейся абсолютно рыжей.
Рыжая телица — не единственная значимая представительница крупного рогатого скота в Торе. Несколько недель назад мы читали о поклонении народа золотому тельцу, которого часто считают символом первородного греха. Раввины прямо связывают этих двух парнокопытных и объясняют что «мать [красная телица] должна ликвидировать беспорядок, устроенный ее отпрыском [тельцом]». Еще один заметный представитель крупного рогатого скота в Библии — эгла аруфа, теленок, которому ломали шею в ритуале искупления, если в поле находили неопознанный труп.
Но помимо этих животных, коровы постоянно встречаются в Библии. Авраам и его семья были скотоводами. Быки находились в центре жертвенной системы иудаизма, их приносили в жертву вожди и священники от имени целых групп. А в видении пророка Йехезкеля о божественной колеснице бык — одно из четырех ее лиц, наряду с орлом, львом и человеком. Некоторые предполагают, что именно этот лик израильтяне могли видеть со своего места у подножия горы Синай (тем самым вдохновляя золотого тельца), другие же отмечают, что, в отличие от трех других, этот лик травоядный, спокойный и относительно благодушный. Поклоняясь тельцу, не выражали ли израильтяне желание иметь божество, которого они, так сказать, не боялись бы?
Еврейский алфавит также свидетельствует о влиянии разведения крупного рогатого скота: его первая и последняя буквы — пиктограммы, обозначающие рога (алеф) и задние ноги или хвост (тав) быка. Некоторые заходят так далеко, что напрямую связывают скот с откровением. Историк и психоаналитик Дэн Меркур сделал знаменитое предположение, что коллективная теофания (непосредственное явление Бога) на Синае произошла в результате употребления психоделических грибов, которые так охотно распускаются на коровьих лепешках. Даже если эта идея — полная чушь, стоит отметить значение крупного рогатого скота для других религиозных традиций. От египетской Хатхор до индуистского Кришны и множества месопотамских примеров между ними, коровы и быки часто являются олицетворениями, транспортом или спутниками божеств.
Почему коровы занимают такое важное место в иудаизме и других религиях? Рабби Шимшон Рафаэль Гирш приравнивает вола, обычно используемого для вспашки полей, к силе человечества, способной изменить мир. Таким образом, каждый раз, когда мы приносим вола в жертву на Божий алтарь, мы посвящаем эту силу внутри себя служению Богу. Другие указывают на параллель между людьми, самыми крупными и зрелыми приматами, и крупным рогатым скотом, самым крупным и зрелым из одомашненных животных. Мы не только используем коровье молоко в качестве добавки к своему собственному, но и люди, и коровы вынашивают потомство в течение почти равных периодов. Возможно, коровы — это некий подсознательный заменитель или суррогат нас самих.
Существует астрологическая теория, согласно которой цивилизационные эпохи сменяют друг друга примерно каждые 2 000 лет. Так, внимание человечества к скоту было наиболее выражено в период с 4 000 до 2 000 лет до н. э., известный как эпоха Тельца и символизируемый быком. Именно в конце этого периода люди обрели Тору. Рабби Залман Шахтер-Шаломи объясняет, что духовные ошибки обычно происходят в такие моменты перемен, и ошибка с золотым тельцом была олицетворением эпохального перехода. Когда эпоха Тельца начала уступать эпохе Овна, ассоциация Бога с животными формами отпала, и образы божественного стали антропоморфными, часто это был великий отец, сражающийся со злом.
Мы тоже находимся в лиминальном периоде, когда зима уступает место весне. Причина, по которой «Шабат Пара» выпадает перед началом еврейского месяца Нисан, заключается в том, что обряд очищения красной телицей готовит нас к Песаху. Он удаляет пятна смерти — как загрязняющую шелуху старого года, так и, возможно, насилие и хаос, сакрализованные Пуримом.
Но мы также находимся в лиминальном периоде астрологического календаря, когда эпоха Рыб переходит в эпоху Водолея. И как в предыдущие подобные переходы, люди по понятным причинам хотят держаться за привычное. При смене эпох часто совершаются ошибки. Как и древние израильтяне, мы, похоже, испытываем опасное влечение к поклонению золоту и проецированию себя на одомашненных богов, над которыми, как мы воображаем, мы властны.
Как и наши предки до нас, мы призваны отпустить наших священных коров. Это может означать отказ от образа удаленного, патерналистского Бога, который благоволит к одним своим детям, а не к другим. С наступлением Эры Водолея мы вступаем в период, когда вся жизнь должна считаться священной, а Бог больше не воспринимается как нечто отдаленное, а находится везде и во всем. Водолей, несущий воду, напоминает нам о пророчестве Иешаяху: чтобы мир был наполнен признанием Бога так же, как морское дно наполнено морем.
My Jewish Learning, перевод Ларисы Узвалк