Хотя призыв харедим не имеет смысла, вот что можно сделать

Хотя призыв харедим не имеет смысла, вот что можно сделать
Надпись на плакате: "Нет призыву!" Фото: יואב דודקביץ

Сопротивление харедим призыву имеет слабое отношение к изучению Торы. Фактический процент харедим, проводящих дни напролет в учебе, невелик. Процент тех, кто обладает всеми необходимыми качествами, чтобы стать виртуозами Торы и тем самым заслужить, подобно одаренным скрипачам, освобождение, микроскопичен. Оправдание в виде изучения Торы — это фиговый листок, причем прозрачный.

Более того, мы точно знаем, что можно совмещать военную службу с жизнью, посвященной изучению Торы. На наших военных кладбищах слишком много свежих могил, которые свидетельствуют именно об этом.

Отказ харедим от призыва в армию является частью их общего мировоззрения, согласно которому они ничем не обязаны обществу в целом и имеют право — благодаря своему массовому блоку голосов — получить все, что могут взять. В этом Израиль не отличается от Америки или других стран, где харедим процветают в критической массе. Если бы в Соединенных Штатах была воинская повинность, будьте уверены, ни один хареди не был бы призван добровольно. Все талмудические хитрости были бы пущены в ход, чтобы помешать «злому указу».

В Израиле харедим не являются частью социальной структуры. Проще говоря, они в большинстве своем не признают легитимность еврейского государства. Они не соблюдают его праздники и памятные даты. В своих синагогах они отказываются даже читать молитву за благополучие солдат (забудьте о молитве за благополучие государства). В Иерусалиме и Бней-Браке Йом а-Зикарон — это просто очередной понедельник, четверг или любой другой будний день, на который он выпадает. Йом а-Ацмаут — это вообще святотатство.

Харедим не рассматривают Сион как стремление. В то время как в национальном гимне говорится «айин ле-Цион цофия» (взгляд обращен к Сиону), взгляд харедим навязчиво приклеен к мифическому диаспоральному прошлому.

Не случайно каждый хасидский клан и каждая харедимная литовская ешива названы в честь штетла или общины в Восточной Европе: Белз, Кречнев, Лелов, Сатмар, Амшинов, Тельшяй, Мир, Слободка, Каменец... список бесконечен.

Действительно, харедим приехали в Израиль не для того, чтобы «быть свободным народом на своей земле» (лейот ам хофши б'Арцейну). Напротив, они привезли с собой «голус» — с экзотическим языком, одеждой, подходящей только для европейской зимы, и специфическими обычаями своих изначальных диаспорных общин.

Все это сводится к абсолютной преданности исключительно своим ребе или рош-ешивам. Платят ли харедим налоги? Да — как и цыганские общины в Европе — они щедро платят своим королям, а именно ребе и ешивам. Если они и платят налоги государству, то только тогда, когда еще не придумали, как этого избежать.

При таких обстоятельствах ожидать, что юноши-харедим пойдут служить в ЦАХАЛ, так же реалистично, как ожидать, что ХАМАС признает Израиль со столицей в Иерусалиме.

Так что же делать с безвыходной ситуацией, которая только усугубляется потворством морально циничного Нетаньяху? (Не то чтобы мы не могли рассчитывать на то, что любой из его оппонентов также продаст нас за реку, чтобы стать псом, виляющим хвостом хареди). Что мы можем сделать, чтобы прекратить подпитывать и финансировать экспоненциальный рост той части населения, которая рассматривает наше сокращающееся большинство как честную игру?

Для начала давайте будем предельно честными. Не только харедим наслаждаются бесплатной поездкой по безопасности на спинах сионистов. Есть еще два миллиона арабов, которые делают то же самое. И мы больше не можем себе этого позволить.

Так случилось, что существует небольшая, но растущая (и, к их чести, принципиальная) группа «импортированных» харедим, которые живут здесь как постоянные жители, никогда не принимая гражданства. Они живут в нашей стране, но не за ее пределами. Не внося никакого вклада и нигде не служа, они также не пользуются преимуществами гражданства и не могут голосовать. Они сами оплачивают свое медицинское обслуживание, не имеют скидок на муниципальные и общегосударственные налоги и не получают никаких льгот за многодетность.

Я предлагаю простую, справедливую и недискриминационную политику, согласно которой каждый житель Израиля, достигнув 18 лет, должен по собственной воле выбрать: либо принять гражданство, либо выбрать постоянное место жительства без гражданства. Те, кто выберет гражданство, разумеется, сразу же пойдут служить в ЦАХАЛ и будут пожизненно пользоваться всеми медицинскими, социальными, образовательными льготами и избирательными правами, которые дает гражданство. Те, кто откажется от гражданства, смогут остаться на постоянное место жительства в качестве иностранцев. Они могут работать. Они могут открывать предприятия. Они могут поступать в университеты и ешивы. Но они должны будут платить полную стоимость за все, на что имеют право обычные граждане. Если они захотят иметь восемь детей, то, конечно, можно. Но им придется учитывать стоимость визитов к врачам и госпитализаций. Нужна операция? Добро пожаловать в мир медицинского туризма. Отличный уход... за определенную плату. Что справедливо, то справедливо. Выбираешь не давать, выбираешь не получать.

С такой политикой можно легко представить, что в скором времени значительная часть харедим и арабского населения будет одета в военную форму. А среди тех, кто уклоняется от службы (и тем самым от гражданства), значительно сократится рождаемость.

Несомненно, такая политика не вызовет недостатка в тель-авивских маменькиных сынках, которые также откажутся от гражданства. Ведь у них, как и у харедим, нет чувства преданности большому обществу, в котором они живут. Харедим на 100% правы, когда указывают на немалое число уклоняющихся от призыва в армию среди светской молодежи. Действительно, около 25% светской молодежи — в основном из района Тель-Авива — умудряются не служить.

Поэтому вместо того, чтобы биться головой о стену, вместо того, чтобы искать фальшивые решения, которые только увековечивают и усугубляют статус-кво, вместо того, чтобы верить, что это исключительно проблема хареди, давайте поступим правильно. Дайте всем возможность выбора. Никто не будет принужден к службе. И никто не будет вынужден финансировать тех, кто решил этого не делать. И это будет действительно здорово, наконец, иметь Кнессет, который не является домом, разделенным против самого себя.

Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк

 

Похожие статьи