| Йоси Гольдман
Йоси Гольдман

Новый год, новый свет, новая жизнь

Новый год, новый свет, новая жизнь
Фото: Ruslan Sikunov/Pixabay

Эй, кто-нибудь еще дает новогодние обещания? Может, и вы даете, и ваши слова звучат примерно так, как мои: «Мое новогоднее обещание в этом году — придерживаться обещаний, которые я дал в прошлом году!»

Мой друг сказал: «Мое новогоднее обещание — иметь толстый счет в банке и худое тело. В прошлом году я все перепутал».

Большинство людей, которых я знаю, уже давно перестали давать новогодние обещания, потому что знают, что это не работает. Они просто «входят в один год и выходят из другого!».

В большинстве стран мира сегодня, особенно для нас, евреев в Израиле и по всему миру, люди живут в неопределенности и замешательстве. Мы надеемся и молимся о победе, о долговременном и мирном исходе. Но мы все равно тревожимся — и не без оснований. Мы так заняты последними новостями из Израиля, что едва ли можем думать о Рош а-Шана и о себе. Но мы должны. Поэтому позвольте мне поделиться одной идеей о Рош а-Шана, которая, как мне кажется, поможет нам преодолеть путаницу и обрести ясность.

По еврейским представлениям, Новый год — это не только время, когда нужно купить новый календарь, платье или место в шуле. Новый год — это новый свет. Согласно мистикам, каждый новый год в мир впервые с момента сотворения приходит Божественный свет. В этом новом свете заложен потенциал новых возможностей на всех уровнях.

Новый год с его бесконечным новым светом означает, что действительно может быть новый Я и новый Ты. Да, хотите верьте, хотите нет, но мы действительно можем переосмыслить себя. Как? Хороший вопрос. Но Рош а-Шана не об этом. Дело не в деталях. Речь идет о потенциале, надежде, стремлении и решимости сделать все лучше, чем в прошлом году. Как? Это нам предстоит выяснить. Но сначала о главном.

Я вспоминаю, что еще во времена моей учебы в ешиве в Монреале был момент, когда машпиа, мой духовный наставник, произвел на меня глубокое впечатление идеей, почерпнутой из одного из философских трактатов, которые мы в то время изучали.

Во втором разделе «Тании» автор, рабби Шнеур Залман из Ляд, объясняет концепцию «непрерывного творения». Вкратце она звучит так: Бог создал Вселенную из ничего в те времена, когда, очевидно, потребовалась мощная вспышка Божественной энергии, чтобы мир возник из небытия. Из этого следует, что эта творческая сила никогда не может быть удалена из Вселенной, иначе мир просто перестал бы существовать. Без творческой силы Бога, которая изначально привела мир к существованию, он просто вернется в свое первоначальное состояние... небытия.

 

Таков глубокий смысл выражения, используемого на наших утренних службах, описывающего чудеса Творца: Бог «по Своей благости ежедневно, непрерывно обновляет дело творения».

Творец не только обновляет наш мир каждое утро, Он делает это постоянно, непрерывно — отсюда и понятие «непрерывное творение». Бог не создал мир тысячелетия назад, а затем вышел на пенсию и отправился на Карибы. И Он также не страдает от кризиса среднего возраста. Его участие в жизни Его мира — нашего мира — непрерывно и постоянно. Если бы Творец забыл о нас хотя бы на секунду, мы бы перестали существовать. Отвлечься от Его забот равносильно тому, чтобы выдернуть вилку из розетки во Вселенной. Она просто вернулась бы к своему стандартному положению — несуществованию.

Разве не отрадно осознавать, что Бог помнит о нас, что мы не забыты и не брошены на произвол судьбы? В этом и заключается истинное значение термина «Божественное провидение»: мир не существует по воле случайности или даже на автопилоте. Существует Высший план (или, говоря словами Тевье-молочника), «огромный вечный план». Он вовлечен в него и заботится о нас вчера, сегодня и всегда.

И если Он обновляет работу Творения каждый день, каждый час, каждую минуту, секунду и наносекунду, то, по сути, это означает, что каждый день — это совершенно новый мир. И не только каждый день, но и каждое мгновение. Каждую секунду мир только что был воссоздан. А если это новый мир, то перед нами открываются новые блестящие возможности. Теперь это новый мир, и мне не нужно тяготиться прошлым. Это был старый мир. Я могу начать все сначала сегодня, в этот час, в эту секунду. «Эй, я действительно могу начать все сначала!»

Новый мир приносит с собой возможность создания нового себя — личностного, психологического, физического и духовного. Мы можем переосмыслить себя в любой момент. В любой момент мы можем изменить свое отношение к жизни. Мы можем изменить свой взгляд на окружающую действительность, где бы мы ни находились и когда бы ни захотели. За секунду все может измениться к лучшему. Если бы мы были чуть более объективны, то увидели бы множество позитивных и обнадеживающих вещей, происходящих вокруг нас, вместо того чтобы концентрироваться только на негативе.

Я знаю обо всех проблемах в мире. Израиль занимает наши мысли каждый день. Я не ношу очки, и я не наивен. Но мир слишком прекрасен и слишком ценен, чтобы позволить ему ускользнуть в небытие из-за негатива и пессимизма. Я понимаю, что в этом году нелегко из-за того, что происходит в мире, но давайте обновим себя, наши семьи, наше общество, нашу страну и наш мир.

В этот Рош а-Шана нас ждет новый свет. А вместе с ним приходит новый мир с новой жизнью, новыми начинаниями, новыми возможностями и новыми благословениями для всех нас. Бог знает, что нам это нужно!

Я желаю всем моим читателям и всему Израилю Шана Това, душевного спокойствия, здоровья, счастья, успеха, нахес и множества благословений Всевышнего!

Jewish News Syndicate, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи