| Михаил Магид
Михаил Магид

Зачем Помпео приезжал в Иерусалим?

20 марта премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху встретился в Иерусалиме с госсекретарём США Майком Помпео. Переговоры Помпео и Нетаньяху включают несколько ключевых тем.

Во-первых, они связаны с политикой США в Сирии и с теми разногласиями, которые существуют в отношении этой страны между США и Израилем. Линия, которую проводит там Белый дом, остается противоречивой.

В декабре Дональд Трамп, после переговоров с президентом Турции Тайипом Реджепом Эрдоганом, заявил о выводе из Сирии американских войск, что предполагалось сделать за несколько недель. Данное решение было связано как с рядом побед, одержанных в Сирии над ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ), так и с политикой Турции, стремившейся провести военные операции на севере Сирии, районах присутствия как американских войск, так и ненавистных Эрдогану курдских милиций YPG. По мнению Эрдогана, эти милиции связаны с Курдской рабочей партией (КРП), ведущей военные действия на территории самой Турции, добиваясь автономии или независимости курдских регионов. Трамп решил пойти на сближение с Турцией и вывести войска, чтобы не мешать турецким антикурдским операциям. Это вызвало настоящую бурю как в самих США, так и в ближневосточной политике.

Подал в отставку министр обороны США Джеймс Мэттис, не согласный с принятым решением. Возмутились курды: они вместе с американскими войсками штурмовали укрепленные позиции ИГИЛ, брали «столицу» боевиков, город Ракка, а теперь, когда дело сделано, американцы готовы просто уйти и оставить их наедине с Эрдоганом. В этой ситуации курдские милиции пошли на переговоры с режимом Асада, обсуждая возможность совместного контроля над севером Сирии. Для них этот вариант лучше, чем приход турецкой армии — их главного противника.

Происходящее вызвало огромную тревогу и в Израиле. Режим Асада находится в колоссальной зависимости от двух иностранных армий — российской и иранской, а также от связанных с Ираном ополчений и шиитских проиранских милиций, как, например, ливанская «Хезболла». В Иерусалиме считают Иран и его союзников самой большой угрозой за все время существования государства Израиль. А между тем, уход американцев неизбежно привел бы к усилению иранского влияния в Сирии. Поэтому целью израильской дипломатии является не допустить уход США из Сирии или, во всяком случае, найти аргументы, необходимые для того, чтобы максимально замедлить его.

Сейчас в Сирии остается около 1000 американских военных и, похоже, они не намерены в ближайшее время покидать страну. Это может означать, что руководство американской армии, возражавшее против ухода из Сирии, и Израиль, а может быть и курды, смогли повлиять на позицию США. И хотя Трамп продолжает высказываться в том духе, что отступление из Сирии необходимо, сроки отодвигаются на неопределенное время. Тем не менее израильтяне стараются все время держать руку на пульсе, не оставляя без внимания данный вопрос.

Вторая тема, тесно связанная с первой, которая могла обсуждаться на переговорах: противостояние с Ираном. Израиль оказал большую поддержку Трампу в том, что касается разрыва ядерной сделки с Ираном и введения против последнего новых американских санкций. Политическое и военное влияние Ирана распространяется сегодня не только на Сирию, но и на Ирак и Ливан, хотя иранцы и не имеют полного контроля над этими странами. Тем не менее и в Иерусалиме, и в Вашингтоне рассматривают современную иранскую «империю» (Шиитский полумесяц) как главную угрозу интересам обеих стран на Ближнем Востоке, и планируют дальнейшие совместные анти-иранские действия. Санкции уже нанесли тяжелый ущерб экономике Ирана.

Третья тема, которую могли обсуждать Нетаньяху и Помпео, — это вопрос о Сделке века. Администрация президента Трампа готовит новый план урегулирования арабо-израильского конфликта. Точные детали этого плана неизвестны и, как считают в экспертном сообществе, будут оглашены после выборов в Израиле, которые пройдут в апреле. Возможно, предполагается сохранение контроля Израиля над частью территории Западного Берега реки Иордан, густо заселенной не только палестинцами, но и израильскими поселенцами. Другая часть ЗБ может быть передана либо под контроль руководства Палестинской автономии, либо в руки некоей палестино-иорданской конфедерации. Впрочем, стоит повторить: детали этого плана пока неизвестны. Но нет сомнений в том, что определенные вещи, связанные со Сделкой века, американцы обсуждают на переговорах с Нетаньяху.

И, наконец, выборы в Израиле. Отношения США и Израиля как никогда хороши, не смотря на некоторые разногласия по Сирии. И связано это, в том числе, и с тем обстоятельством, что Нетаньяху и Трамп чрезвычайно близки. Президенты находятся в дружеских отношениях, кроме того, существуют влиятельные финансовые воротилы, как, например, мультимиллионер Шелдон Адельсон, которые оказывают поддержку обоим политикам и их партиям. В то же время, у возглавляемой Беньямином Нетаньяху коалиции правых партий есть серьезные шансы одержать победу на выборах. Вполне логично, что посланник Трампа, Майк Помпео, встречается с ведущим израильским политиком накануне решающих событий. Нетаньяху заявил: "Считаю, что пришло время, когда международное сообщество и США должны признать суверенитет Израиля на Голанских высотах". Ему бы, конечно, очень хотелось, чтобы американцы сделали ему накануне выборов такой подарок, как подобное признание — это несомненно усилило бы его популярность в Израиле. Но хотя данное решение теоретически возможно, сомнительно, что США пойдут именно сегодня на такой шаг. Он может вызвать новую бурю негодования в арабском мире (как уже случилось после решения Трампа перенести посольство США в Иерусалим) и помешать реализации Сделки века.

Словом, можно считать эту встречу подготовкой к переменам, которые ожидаются в ближайшем будущем на Ближнем Востоке.

Похожие статьи