Россия-Израиль: На что опирается двустороннее сотрудничество?

Главную цель состоявшегося недавно визита премьер-министра Израиля в Москву никто не скрывал, и секрета Полишинеля из неё не делал. В Израиле 9-го апреля состоялись выборы в Кнессет, и партия Ликуд, возглавляемая действующим главой правительства, в их преддверии отчаянно боролась за сохранение своих лидирующих позиций. Собственно, на зарабатывание себе политических очков, на борьбу за голоса русскоязычных избирателей и работала встреча Нетаньяху и Путина.

Точно так же, как до этого – 25 марта – его встреча с Дональдом Трампом была направлена на мобилизацию другой части электората.

Важны здесь и символические жесты лидеров Америки и России, явно направленные на поддержание успешного имиджа израильского премьера.

Дональд Трамп подписал декларацию о признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами. Владимир Путин передал Израилю останки погибшего в Ливане в 1982 году израильского сержанта Захарии Баумеля.

Передача Россией останков солдата — это, прежде всего, символический жест, но очень важный именно в нынешнем политическом контексте.

Так же, как важен был для Путина символический жест Нетаньяху 9 мая 2018 году, когда они вместе прошли в колонне «Бессмертного полка» по Москве через два дня после инаугурации российского президента.

И эти события многое объясняют в современных отношениях Израиля и России. 

Оба государства свято чтут память Второй мировой войны и выступают против пересмотра её итогов, а также попыток реабилитации нацистских преступников, предпринимаемых рядом европейских политиков. Оба государства стоят на передовой противодействия современному международному терроризму.

На оба государства ЕС наложил торговые санкции, причем против ряда израильских товаров они были введены задолго до разрастания российско-европейской напряженности.

Но, кроме этого, есть и текущие политические выгоды от сотрудничества.

Для Израиля Россия — это возможность посреднических услуг в политическом диалоге с рядом лидеров мусульманских государств. Для России Израиль — это такая же возможность, но для диалога с представителями истеблишмента США.

Так что ценность политических контактов лидеров двух стран обоюдная. Она и демонстрируется в знаковые моменты.

Нельзя, конечно, идеализировать существующие отношения. И тому были ряд свидетельств, предположим, в рамках сирийского конфликта, где две стороны занимают различные позиции. Но, опять же, то, как данные напряженные ситуации были разрулены с обеих сторон, говорит о том, что лидеры Израиля и России реалистично оценивают важность взаимного доверия и устойчивых связей, и не готовы ими жертвовать в угоду сиюминутным сложностям.

Так что можно надеяться, что установившееся взаимодействие двух государств будет продолжено и после 11 апреля, когда должен завершиться подсчет голосов на выборах депутатов Кнессета. 

Выборы проходят и уходят, а взаимовыгодное сотрудничество остается.

Похожие статьи