Автор издания “Исраэль ха-йом”, востоковед, профессор Эяль Зисер, анализирует взаимоотношения Израиля с арабским миром в течение 71 года существования еврейского государства.
В первые десятилетия после создания Израиля его отношения с арабским миром находились под знаком кровавого конфликта и тотального отказа арабских государств смириться с его существованием, напоминает профессор Зисер. Арабский мир видел в еврейском государстве колониальный форпост западного мира на Ближнем Востоке. Арабские страны выступали против плана раздела Палестины в ноябре 1947 года, и сразу же после возникновения Израиля вторглись на его территорию с целью уничтожить только что появившееся государство. С того времени, в течение долгих лет, слабый и изолированный “остров” Израиль был окружен враждебным арабским океаном. Тем не менее, многие в мире возложили именно на Израиль ответственность за конфликт с соседями и дестабилизацию ближневосточного региона. Некоторые пошли еще дальше, косвенно обвинив Израиль в распространении исламского террора в мире.
Однако за семьдесят лет произошел драматический поворот в региональной геополитике, отмечает автор статьи в “Исраэль ха-йом”. Израиль превратился в ключевого игрока в регионе, обладающего военной и экономической мощью. Но что еще важнее – Израиль заключил дипломатические отношения с рядом арабских стран, а еще с несколькими — негласный стратегический союз в оборонной и экономической сферах. Израиль стал легитимным и признаваемым государством в арабском мире. Эти изменения явились результатом укрепления регионального и международного статуса Израиля и, разумеется, военного и экономического усиления еврейского государства.
Но не только. Этому способствовали и процессы, происходившие внутри арабского мира: закат панарабской национальной идеи, ослабление арабских государств на фоне усиления двух крупных мусульманских игроков – Ирана и Турции. Тень иранской угрозы, нависшая над суннитскими странам, а также усиление турецкого влияния, привело арабских соседей Израиля к идее сотрудничества с еврейским государством в стратегических вопросах.
Эти тенденции, отмечает профессор Зисер, отодвинули на задний план палестинскую проблему, которая всегда воспринималась в качестве основного препятствия на пути к заключению нормальных отношений между Израилем и арабскими странами. Честно говоря, эта проблема по-прежнему имеет серьезное значение и является своего рода “стеклянным потолком”, не позволяющим вывести арабо-израильские отношения на новый уровень. Однако общие интересы Израиля и арабских стран заставляют их взаимодействовать между собой.
Источник: Курсор