| Михаил Магид
Михаил Магид

Договорятся ли США, Россия и Израиль о создании антииранской коалиции в Сирии?

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху встретился с секретарем Совбеза России Николаем Патрушевым в Израиле. Затем Патрушев провел встречу с помощником президента США Джоном Болтоном в Иерусалиме. Переговоры прошли за закрытыми от прессы дверями и продлились около полутора часов.

Целью проведения встречи является, прежде всего, договоренность по Сирии. Имеется в виду, что РФ должна помочь США и Израилю удалить иранские войска из Сирии. В обмен на это Штаты и Израиль не будут выступать за смешение Асада. Возможно, американцы даже отменят санкции против режима в Дамаске и позволят Саудовской Аравии вложить деньги в послевоенное восстановление Сирии. Главное — достичь согласия трех стран в вопросах удаления иранского присутствия из Сирии.

Полагаю, что эти действия администрации Трамп и канцелярии Нетаньяху ни к чему не приведут. Как отмечал видный американский дипломат, специалист по Ближнему Востоку, а ныне посланник США по Сирии Джеймс Джеффри, стороны не обладают ресурсами для заключения подобной сделки.

Во-первых, администрация США не обладает ресурсами для того, чтобы предложить РФ что-то существенное. Если бы предлагалась отмена санкций против РФ, то это был бы серьезный разговор, но это невозможно из-за позиции Конгресса США. Россия, входя в Сирию, могла делать это для того, чтобы обменять свое присутствие или влияние в Ближневосточном регионе на свободу рук в отношении Украины или отмену санкций. Так что помощь Асаду (а не Кремлю) в будущем — это слишком слабый стимул для РФ, чтобы ссориться с Ираном. Последний рассматривается РФ как союзник по Сирии и как палка в колесах американской политики, удобная РФ в ее противостоянии с США.

Во-вторых, Россия не может удалить из Сирии иранские и проиранские соединения. Эти соединения являются опорой режима Асада и сомнительно, что без них он сможет удерживать и дальше 60 процентов территории страны. Многие миллионы необеспеченных сирийцев-суннитов нелояльны алавитско-шиитскому режиму семьи Асада — богатейшей семьи в Сирии, а на севере над Асадом нависает угроза в виде 50-100 тыс боевиков исламистов и др., поддерживаемых Турцией. 30-80 тыс иранцев и проиранских шиитских ополченцев со всего региона, организованные, вооруженные и направляемые Ираном, нужны Асаду для того, чтобы сдерживать суннитские отряды и восстания. Вряд ли РФ сможет заменить эти силы в будущем, чтобы защитить Асада. Война в Сирии очень непопулярна в России и в этих условиях, на фоне падающих рейтингов, Кремль вряд ли решится послать в Сирию дополнительные войска. И сам Асад, понимая все это, а также осознавая, что шиитский Иран имеет в Сирии долгосрочные интересы (шиитский полумесяц), а РФ присутствует там ситуативно, вряд ли пойдет на удаление иранских войск. Наконец, сирийский режим финансируется Ираном, получает от него многомиллиардные субсидии и кредиты на вооружение армии, покупку топлива, зарплаты госслужащим и военным. Даже если сейчас, в условиях американских антииранских санкций, возможности Ирана финансировать Асада резко уменьшились, без иранской финансовой помощи семье Асада не устоять, и кроме того, она должна Ирану гигантские суммы. И это — реальность, а вот захотят ли в будущем саудовцы финансировать асадовский режим — большой вопрос. Обещания в политике мало стоят, особенно если их дают даже не сами саудовцы.

США могли бы пригрозить РФ и Асаду: мол, альтернативы нет — или вы сами удалите иранцев из Сирии, или мы их оттуда вынесем в ходе ударов ВВС; надвигается война с Ираном и в этой войне вам, РФ и Асаду, лучше оказаться на нашей стороне. Но сейчас такие угрозы прозвучали бы не слишком уверенно.

Дело в том, что Трамп, отменивший в последнюю минуту удар по Ирану в прошлое воскресенье, не выглядит политиком, который идет на войну. Против войны с Ираном в США выступают не только демократы, но и часть республиканцев, на которых опирается Трамп. Белый рабочий класс Ржавого пояса и население Библейского пояса не любят демократов-либералов. Но многие работники, безработные, социальные низы («белый мусор»), мелкий и средний бизнес не желают войны с Ираном, потому что из их налогов на такую войну могут быть снова (как в случае с Ираком и Афганистаном) потрачены почти 6 трлн долларов, то есть более четверти ВВП США. Это их дети, братья, отцы и мужья будут там гибнуть. И Трампу очень не хочется, развязав войну, потерять поддержку традиционного республиканского электората. Трамп пришел к власти, критикуя войну в Ираке, а что теперь? Устроив войну с Ираном, он может проиграть выборы в 2020 г. Именно этим объясняется его странное поведение, когда он согласился с нанесением удара по Ирану, а потом отменил его. «Ястребы» из окружения Трампа (советник по нацбезопасности и большой друг Израиля Джон Болтон и госсектретарь Майк Помпео) требуют решительных мер против Ирана, указывая на растущее вмешательство этой страны в дела региона. Но президент скорее оказался готов прислушаться к альтернативному совету от популярного ведущего правоконсервативного канала «Фокс ньюс» Такеру Карлсону, симпатий к которому Трамп не скрывает. Тот сказал президенту: «Не надо воевать с Ираном». Голос части республиканских избирателей звучит именно так».

Сегодня дело не выглядит так, что США, РФ и Израиль могли бы договориться о создании антииранской коалиции в Сирии. Сторонам нечего предложить друг другу.

Похожие статьи