| Яна Любарская
Яна Любарская

Откуда взялась мода на обеление палачей прошлого?

30 октября в России отмечался День памяти жертв политических репрессий. В эту скорбную дату в нашей стране вспоминают всех, кто подвергался преследованиям за свои убеждения, ставших жертвами произвола тоталитарного государства. Эти кровавые события навсегда останутся в летописи истории страны. Сотни тысяч людей были подвергнуты жестоким расправам, казнены, сосланы в лагеря, ссылки, специальные поселения. Пострадали также близкие и родственники репрессированных. Именно в честь сохранения памяти о тех страшных годах был учрежден этот, с позволения сказать, праздник.

Повторюсь, я не историк, а журналист, но в силу живого интереса к жизни и к тому, что происходит в нашем обществе, частенько покупаю и изучаю современную бумажную прессу. Недавно в газетном киоске увидела две яркие, привлекающие внимание журнальные обложки. Солидный октябрьский номер «Историка» с большим портретом Сталина на обложке, и ноябрьское издание «История» с кричащим заголовком в правом углу: «Чему Гитлер завидовал в СССР?»

Первое издание посвящено так называемой «сталинской модернизации», предлагая читателю «современный взгляд на технологический переворот 1930-х годов». Владимир Рудаков, главный редактор журнала «Историк», обращаясь к читателям, пишет, что выбор в конце 1920-х годов был не между плохим и хорошим, ведь такой альтернативы в политике вообще, как правило, не существует. Автор объясняет, что не очень «эффективные менеджеры», находясь у власти, лишь учились, нередко на собственных ошибках, а отсюда и «частые косяки на производстве», «штурмовщина», «стремление силой продавить то или иное решение».

Очевидно, Владимир Рудаков называет «косяками» политики Усатого тысячи невинных жертв чудовищных репрессий. «Отсроченным итогом их усилий стали и Великая Победа, и до сих пор имеющий первостепенное значение ядерный паритет с Америкой, и полет Гагарина в космос», — пишет главный редактор вышеупомянутого СМИ, уверяя, что, рассматривая сталинскую модернизацию с современной точки зрения, важно «не терять из вида судьбоносные для страны результаты, не забывая о тяжести наших невосполнимых утрат». Что скрывается за последними словами данной колонки, Владимир Рудаков так и не уточнил.

Между тем популярный писатель Игорь Гарин в своей опубликованной в Интернете статье «Антисемитизм Сталина», как бы в противовес главному редактору Рудакову, говорит о том, что на счету «эффективного менеджера» и «великого интернационалиста» (по совместительству — вурдалака) Сталина десять репрессированных полууничтоженных народов и второй в мировой истории, ныне детально изученный и описанный план «окончательного решения еврейского вопроса»…

Еще одна масштабная статья в журнале «Историк» посвящена Варшавскому восстанию, поразившая меня националистическим пассажем: «Для критиков Сталина, СССР и Красной армии Варшавское восстание стало не предметом спокойного и всестороннего изучения, а одним из краеугольных камней русофобской историографии и польского политического мифа».

Журнал «История в номере 11, посвященном «предателю Власову», удивил нелепыми орфографическими ошибками и насмешил странными утверждениями. Дорогое цветное издание с качественной полиграфией, решившее, очевидно, сэкономить на корректоре, дает на последней странице высказывание Й. Геббельса: «Генерал Власов в высшей степени интеллигентный и энергичный русский военачальник, он произвел на меня очень глубокое впечатление».

Есть мне что сказать и о статье Тараса Репина «Почему Ельцин реабилитировал "наемного убийцу Берии" Павла Судоплатова?» Скажу честно: я, как внучка родной сестры жены Судоплатова, Эммы Судоплатовой (Суламифь Кримкер), не узнала для себя из этой статьи ничего нового. Материал довольно банален и давно известен историкам и просто людям, интересующимся нашим прошлым. Все, о чем пишет автор, можно накопать в Интернете самостоятельно. Лично для меня сенсации, к которой, очевидно, стремился этот журналист, не получилось, хотя позитивное и доброе отношение Репина к своему герою, Павлу Анатольевичу, неизменно чувствуется на протяжении всего повествования: «Оставшиеся 10 лет Судоплатов провел во Владимирском централе, часть из которых он отсидел вместе со своим заместителем Наумом Эйтингоном. Бывший оперативник отправил около 40 прошений о помиловании, однако ответа ни на одно из них так и не получил».

Тарас Репин добавляет, что, по мнению российского историка, члена научно-информационного центра «Мемориал» Никиты Петрова, реабилитация в девяностых годах Судоплатова и Эйтингона была ошибкой. Автор припоминает Павлу Анатольевичу эксперименты над людьми для выявления эффективности действия отравляющих веществ и ядов.

Однако мало кто знает (да и автор журнала «История» не указывает этого в своей работе), что Судоплатов был большим другом еврейского народа, его жена и, соответственно, сын Анатолий были евреями, Павел Анатольевич, используя служебное положение, лично спас младшую сестру своей супруги, мою бабушку, молодого доктора, во время знаменитого Дела врачей, сохранив ей и жизнь, и обеспечив дальнейшую трудовую деятельность. А потом, потеряв жену, в последние годы жизни, напевая строчку знаменитой песни «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета», регулярно звонил «спасенной» по телефону, и они мило болтали друг с другом.

Британский философ, логик, математик и общественный деятель Бертран Рассел считал, что всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать. Но вернуть к жизни тысячи невинных граждан массовых политических репрессий, осуществлявшихся в СССР в период сталинизма, уже не удастся. Конечно, мои рассуждения дилетанта ни на что не претендуют, они — мое субъективное мнение, сложившееся после прочтения упомянутых периодических изданий. Не секрет, что у каждого человека имеются личные политические взгляды, свое сложившееся мнение по тому или иному вопросу, и все не могут думать одинаково. Но мне почему-то кажется, что в последнее время в России слишком много журналов посвящено Сталину и подобным персонажам, слишком многие авторы, к сожалению, до сих поддерживают его политику, восхваляя тирана и даже скучая по вождю народов, слишком многие редакции вспоминают нацистских преступников, словно героев, публикуя на страницах своих изданий их цитаты. Вспоминать палачей истории в положительном свете почему-то становится модным. На мой взгляд, очень грустная, неблагополучная тенденция...
Похожие статьи