Борьба с расизмом не обязательно означает борьбу с антисемитизмом. Борьба с расизмом иногда включает элементы антисемитизма. А борьба с антисемитизмом может повлечь за собой обвинения в расизме.
Если изучить расовую политики Америки последних 50 лет, трудно избежать этих трех выводов. Я говорю о них не для того, чтобы отбить у американских евреев желание участвовать в новом Движении за гражданские права, возникшем после возмутительного убийства полицейским Джорджа Флойда. Я хочу рассказать об идее разрешения этих противоречий и поднимаю эту тему потому, что мы должны предвидеть проблемы, которые нас ждут.
«Уберите колени с наших шей!», - воскликнул баптистский священник Шарптон на похоронах Флойда 4 июня, отразив гнев афроамериканцев США на кажущийся бесконечным цикл полицейской жестокости. Это - призыв к действию, который резонирует со мнением многих евреев, включая и меня, на эмоциональном и моральном уровнях.
Проблема заключается в разрушительной роли, к которой может привести историческая память в такие напряженные моменты.
Преподобный Эл Шарптон, который произнес этот призыв в присутствии скорбящей семьи Флойда – все тот же Эл Шарптон, который подстрекал антисемитски настроенных бунтовщиков в бруклинском районе Краун Хайтс летом 1991 года.
«Иисус говорил: если вы оскорбите одного из этих маленьких людей, вы должны заплатить за это. Никаких компромиссов», - сказал Шарптон на похоронах 7-летнего Гэвина Като, смерть которого в автокатастрофе вызвала массовые беспорядки в течение трех дней.
При этом Шарптон никогда не выражал раскаяния по поводу своих гротескных высказываний. Возможно потому, что сам в это искренне верит, и не видит в этом никакого политического перебора.
И 30 лет спустя он снова рядом с нами, воспитывает новое поколение активистов. Можете не сомневаться, борцы с расизмом в Америке скажут, что антисемитизм Шарптона в этой истории – не главное и упоминания о нем – лишь дискредитация его истинных целей.
Тем не менее, преподобный Эл Шарптон – наиболее яркий пример противоречий между борьбой с расизмом и борьбой с антисемитизмом. Его сектантская политика является антитезой знаковому образу раввина Абрахама Джошуа Хешеля, марширующего вместе с доктором Мартином Лютером Кингом в 1965 году в Алабаме. А в нынешнем политическом климате подход Шарптона к афроамериканско-еврейским отношениям имеет значительно больше шансов на успех.
И вот вопрос, встающий перед многими евреями, посвятившими себя искоренению расизма в полиции и в государственных учреждениях. Как быть, когда сталкиваешься с проявлениями антисемитизма в этой самой борьбе? Что делать?
У меня самого нет на это четких ответов, поскольку по моему мнению, мы все еще диагностируем природу проблемы.
За последние 5 лет антисионистские группы насаждали ложную теорию о заимствовании полицейскими США своих жестоких методов у израильской «военщины». «Доказательства» смехотворны: якобы, «в 2012 году полицейские из Миннеаполиса перенимали опыт у офицеров ЦАХАЛа на антитеррористической конференции, организованной в Чикаго консульством Израиля». Оттуда-то и влияние.
Между тем, готовность поверить в демонологию сионизма говорит о глубокой проблеме. Антисемитизм, часто встречающийся в афроамериканских сообществах США, не имеет отношения к Израилю или сионизму. Это всего лишь версия христианского антисемитизма, которая была адаптирована к американской реальности европейскими националистами и социалистами всех мастей за прошедшие два столетия. Его основной посыл: «капиталистическая демократия создана евреями в интересах евреев, которые затем кричат: «Антисемитизм!» с целью получения выгоды. И речь Шарптона на похоронах Гэвина Като показательно демонстрирует трансатлантическое путешествие ненависти к евреям.
Как в Америке, так и в Европе, расизм в отношении чернокожих и других расовых общин неизменно был характерной чертой политики правых. В противоположность этому антисемитизм был присущ и левым и правым, которые нередко разделяют одни и те же предубеждения в отношении евреев. Несмотря на преобладание евреев в левом крыле, рост антисемитизма в этих кругах рассматривался с подозрением, как скрытая угроза прогрессивным силам из-за жалоб еврейских организаций.
Здесь мы снова имеем дело со старой и упрямой формулой, способной причинить реальный вред в ситуациях, подобных той, с которой столкнулось сегодня наше общество. Американские евреи достаточно сильны в своей идентичности, чтобы не игнорировать несправедливость, с которой сталкиваются афроамериканцы. Просто потому, что антисемитизм является важной частью борьбы против расизма в этой стране. Точно так же необходимо отдавать себе отчет, что антисемитизм нас ждет и впредь и справа и слева. И бороться с ним нам придется в одиночку.
Перевод Эфрат Шалем.