| Эран Глобус
Эран Глобус

50 оттенков израильских правых

Ближайшие выборы станут референдумом о социально-экономическом будущем Израиля после пандемии. Пора лицемерной старой гвардии отойти в сторону.

Пока еще слишком рано говорить о том, вызвал ли Гидеон Саар политическое землетрясение, дезертировав из «Ликуда». Саар — серьезный политик, многие описывают его достижения весьма высоко. Опросы, проведенные после его неожиданного объявления, показывают именно это: Саар популярен. Однако, поскольку общественное доверие к нашим законодателям дышит на ладан (только 4% верят им, согласно недавней передаче 12-го канала); с началом третьего локдауна возникает вопрос о том, когда и не если; с новыми кандидатами, разогревающимися в кулуарах, перемены витают в воздухе, и когда они наступят, пойдет сильный дождь.

Что становится ясно как день, так это то, что на предстоящих выборах правые будут соревноваться друг с другом. 50 оттенков права. На ум сразу приходят Авигдор Либерман («Исраэль Бейтейну»), Нафтали Беннетт («Еврейский дом») и Саар. При этом ультраортодоксальные партии твердо стоят на стороне правых. В центристских партиях, «Кахоль-Лаван» и «Еш Атид», большинство членов Кнессета чувствуют себя гораздо более комфортно при «Ликуде», чем при Объединенном арабском списке. Энергии и импульсу правых противостоит истощенный и полуразвалившийся левый блок. Его представители тоже (хотя и не столь явно) цепляются за ложные надежды на генерала, который спасет нацию от самой себя.

Эти быстро приближающиеся выборы не будут выиграны или проиграны при помощи вакцин (они уже есть) или отношений между Израилем и Персидским заливом (это уже пройденный этап). Они не будут вращаться вокруг дебатов о системе правосудия, реформы которой не будут обсуждаться до тех пор, пока идет процесс над премьер-министром Нетаньяху. А предложения по распространению суверенитета на Иудею и Самарию не кажутся реалистичными до тех пор, пока господин Байден сидит в Белом доме.

Эти выборы будут посвящены будущему израильского общества после короны. Поэтому они будут определяться социально-экономическими вопросами, «самой жизнью», как однажды заметил Нетаньяху. Речь пойдет о реальных решениях для самозанятых и малого бизнеса. Почти год жизни в условиях самой страшной эпидемии за столетие утомил наше общество до предела. Гражданский сектор, система социальной защиты, рушатся. Пожилые люди заблокированы в своих домах в течение нескольких месяцев. Сотни тысяч семей борются за то, чтобы держать голову над водой, с небольшим оптимизмом, поскольку прошлые обещания быстрого экономического восстановления материализовались сначала для более обеспеченных.

Без подлинной веры в лучшее будущее значительная часть населения сократит потребление. Тогда колеса экономики застрянут. Тогда никакое искусственное дыхание не спасет экономику от свободного падения — даже набрав долги, которые наши правнуки будут продолжать платить, мы не выпутаемся. Правда, вакцины приходят быстро, но общественное здравоохранение — это только один аспект многогранных проблем, с которыми мы сталкиваемся: социальных, экономических и психологических. Потребуются серьезные и болезненные перемены, чтобы решить основные проблемы, выявленные Covid-19 и усложнившие жизнь практически каждому.

Отсутствует также вакцина против утраты доверия к правительству и политическому истеблишменту. Раскол между обществом и чиновниками глубок и расширяется с каждым днем. Фундамент был заложен в те годы, когда лидеры предпочитали работу идеологической борьбе, личные интересы — интересам общества, раскол — реформированию партий. Этим политикам не стоит удивляться. Они основательно запятнали свой имидж в глазах тех, кто их избирал. Кнессет — это не сияющий Олимп образцов для подражания, а насмешка. Covid-19 — это всего лишь спичка, которая зажгла пламя.

«Старые правые» обещали решительную позицию в сфере национальной безопасности и международных делах, а также солидарность, сочувствие и готовность решать социально-экономические проблемы. Это было право Жаботинского и Бегина: боящееся бросить вызов устаревшим системам и властным структурам, не отвечающим вызовам настоящего (и будущего); право, предлагающее новые решения, новую перспективу для быстро меняющейся реальности.

Гидеону Саару и другим было бы разумно иметь в виду, что публика устала от представления «партия новая — лица те же самые». Мы устали от игр. Устали от войн эго на слушаниях в комитетах Кнессета и на слишком частых брифингах в СМИ. Мы сыты этим по горло. Общественность требует выборных должностных лиц, которые понимают, что их долг — работать 24/7, пока кризис не будет адекватно преодолен, лидеров, которые готовы найти общий язык, чтобы двигаться вперед. Многие ищут другое — молодое, новое руководство.

Доказательством тому служит растущая популярность именно таких политиков: решительных идеологов, которые не боятся искать решения на местах, вовлекать общественность всерьез.

Достаточно взглянуть на Ифат Шашу-Битон, Амира Охану из «Ликуда» и на Нафтали Беннета («Еврейский дом»), пожалуй, трех самых многообещающих и популярных политиков современности. К активной роли должны быть привлечены и другие, не принадлещащие к политической сфере. Израильтяне самого разного происхождения находятся на переднем крае борьбы с вирусом и его последствиями. Тот, кто сумеет использовать жизненные силы и перспективы, которые они приносят, получит большую пользу — как в политическом плане, так и в совершенствовании своих менеджерских навыков.

Это профессионалы, которые видят, что в каждом кризисе есть и возможность. Их довольно много. Как и в прошлом, в тени угрозы наше общество взрывается талантами и способностями, и настало время, чтобы их услышали в коридорах власти в Иерусалиме. Лидеры должны уходить корнями в народ, а не в кнессет, в общественные организации, а не в Генеральный штаб. Их время пришло.

Приближается момент истины. Увидим ли мы возвращение политической правой, которая предлагает отчаянно необходимый социально-экономический курс действий, сочетающий опыт с новыми перспективами и энергией? Может ли эта старая правая быть нашей новой надеждой? Скоро мы это узнаем.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи