| Ноам Двир
Ноам Двир

Израильские школы не готовят к реальной жизни

Израильские школы не готовят к реальной жизни

Креативность, критическое мышление и цифровая грамотность? Не в израильской школе.

Израильские родители отправляют своих детей в школу в надежде, что они выйдут из нее более интеллектуально развитыми, образованными и подготовленными к требованиям высшего образования и рынка труда. Однако в реальности мы видим тревожную картину: учебные программы, не соответствующие современным требованиям, слишком много экзаменов и учителя, не понимающие реформу «осмысленного обучения», которая считается в Минобре флагманской.

Израильская система образования пережила два очень трудных года. На первый взгляд, можно было бы возложить вину на пандемию коронавируса: из-за блокировок студенты застряли дома, растерялись и прилипли к экранам компьютеров. Вся система переключилась в режим выживания.

Больше всего пострадали учащиеся средних и старших классов. В критический период перед марафоном вступительных экзаменов они должны не только изучать английский язык, математику, историю, географию и другие предметы — они также должны приобрести важные компетенции, которые пригодятся им в высших учебных заведениях, на рынке труда и в жизни в целом.

Что делает в этой связи Министерство образования? К сожалению, недостаточно. Серия отчетов и обзоров создает впечатление, что, когда дело доходит до подготовки студентов к будущему, министерство в определенной степени терпит неудачу — и это было еще до Covid. Исследования показывают, что одними из наиболее важных компетенций, необходимых в 21 веке, являются самообучение, критическое мышление, командная работа, креативность и цифровая грамотность. Системы образования во всем мире делают акцент на этих навыках при подготовке учащихся к будущему, но Израиль все еще топчется на месте.

«Показатели Израиля с точки зрения навыков, необходимых для рынка труда, — в таких сферах, как математика, язык и решение проблем в цифровой среде, — очень низкие по сравнению с другими странами ОЭСР», – говорит доктор Айрис Бен-Давид Хадар из Школы образования Бар-Иланского университета.

Мы недостаточно хорошо готовим наших взрослых, — добавляет она. — У Израиля нет нефти или золота; наша экономика основана на знаниях, и поэтому нам необходимо развивать наш человеческий капитал. Мы недостаточно делаем в этом отношении: средние финансовые инвестиции в израильского старшеклассника намного ниже, чем в среднем по ОЭСР. Это не просто цифры; именно здесь кроется ключ к будущему нашего общества. Но я настроена оптимистично. У нас есть новый министр образования Ифат Шаша-Битон, и я надеюсь, что она уделит особое внимание этому вопросу».

Неудачу Израиля в этом вопросе можно увидеть, в частности, в оценках на международных экзаменах. Например, на экзамене PISA израильские школьники набрали меньше баллов, чем в среднем по ОЭСР, в каждой из трех областей грамотности, а именно в чтении, математике и естественных науках. На последних двух экзаменах из 37 стран ОЭСР, принявших участие, Израиль занял 29-33 место.

В 2014 году тогдашний министр образования Шай Пирон инициировал реформу «осмысленного обучения», направленную на адаптацию системы образования к 21 веку и предоставление учащимся навыков, которые подготовят их к будущему. Министр мечтал о критичных и творческих личностях, которые смогут самостоятельно овладеть новыми навыками и будут свободно чувствовать себя в цифровой среде.

Однако реформа не увенчалась успехом: исследование Министерства образования указало на огромные трудности в ее реализации. Школы, похоже, не смогли внести желаемые изменения. Они страдают от острой нехватки физической и технологической инфраструктуры, и, что хуже всего, некоторые учителя и администраторы просто не понимают реформы и того, как ее осуществить.

Отчет государственного контролера по этому вопросу показал, что, хотя Министерство образования намерено дать учащимся навыки, необходимые для подготовки их к будущему, учебные программы остались устаревшими и почти неизменными. Из 82 учебных программ для средней и старшей школы 11% в последний раз обновлялись 20 лет назад; 40% учебных программ были обновлены в период с 2001 по 2010 год — другими словами, по крайней мере 10 лет назад; 50% были утверждены в прошлом десятилетии.

Важно, что большинство учебных программ по обязательным предметам, таким как история, литература, обществоведение, география и другие, не были обновлены в соответствии с реформой осмысленного обучения. Еще одним слабым местом системы является чрезмерное количество экзаменов в средней и старшей школе: при таком количестве внутренних и внешних экзаменов у школ нет времени вкладывать средства в подготовку учащихся в соответствии с целями реформы.

Помимо всего этого, у Министерства образования нет общего плана по обеспечению студентов компетенциями. В течение четырех лет различные должностные лица министерства писали статьи на эту тему, но каждый из них предлагал сделать акцент на разных навыках. Отсутствие синхронности, наряду с дублированием предложений, привело к тому, что руководители министерства не смогли сформулировать годную программу с целями, приоритетами, ресурсами и сроками.

«Нет никакой связи между целями, поставленными Министерством образования, и их выполнением на практике, — объясняет д-р Нив Гал-Ариэли, преподаватель педагогики в академическом педколледже «Ораним». — Это объясняется огромными размерами системы образования и огромным количеством задействованных элементов. В отчете государственного контролера содержатся свидетельства учителей, администраторов и руководителей, многие из которых выразили неверие в способность системы выполнять свои задачи. Поэтому совсем неудивительно, что родители и дети также выражают недовольство тем, в какой степени система готовит их к будущему».

Действительно, опрос 34 000 учащихся, проведенный в прошлом году Министерством образования, показал, что 40% учащихся 10-11 классов не рассматривают школу как учреждение, которое готовит их к жизни.

В заявлении нового министра образования Ифата Шаши-Битон говорится, что они продвигают ряд мер, которые обеспечат студентов академическими и другими навыками, необходимыми в настоящую эпоху. «Эти меры включают, среди прочего, изменение систем экзаменов на аттестат зрелости, что также повлияет на методы преподавания и обучения в младших классах и будет включать междисциплинарное обучение, которое преподается сложным способом и вызовет любопытство, и будет частично преподаваться онлайн. Кроме того, министр намерен поощрять программы, которые предоставляют компетенции, которые подготовят студентов к жизни, такие как финансовый менеджмент. Эти процессы будут подготовлены в сотрудничестве с системой образования».

Исраэль а-йом, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи