| Гейб Фридман
Гейб Фридман

Являются ли евреи белыми, а Вупи Голдберг — еврейкой?

Являются ли евреи белыми, а Вупи Голдберг — еврейкой?
Фото: Heidi Gutman/Disney General EntertainmentContent via Getty

Возможно, против своей воли Вупи Голдберг недавно ввязалась в напряженную дискуссию, которая на протяжении веков поляризует еврейскую общину — и тех, кто стремится дискриминировать ее.

Споры начались в понедельник на дневном ток-шоу The View, одним из ведущих которого она является, во время обсуждения недавних споров по поводу решения школьного совета штата Теннесси запретить «Maus», знаменитую графическую новеллу о Холокосте. «Геноцид не был связан с расой, он был связан с бесчеловечным отношением одних людей к другим. И в нем участвовали две группы белых людей», — сказала она.

Комментарии сразу же стали вирусными. На Голдберг обрушился шквал обвинений в антисемитизме и отрицании Холокоста. С резкой критикой в ее адрес выступила Антидиффамационная лига и другие правозащитные организации.

Несмотря на многочисленные извинения, буря достигла кульминации во вторник вечером, когда телеканал ABC принял решение отстранить Голдберг от участия в программе The View на две недели, «чтобы дать ей время подумать и изучить последствия ее комментариев», по словам президента телекомпании Ким Годвин. Евреи, представляющие весь политический спектр, включая многих, кто возражал против ее первоначальных высказываний, раскритиковали решение о ее отстранении.

Почему эти комментарии вызвали такую бурю? Ответ выходит далеко за рамки проблематики Холокоста.

Связан ли Холокост с расой?

После того, как ее первоначальные комментарии распространились, Голдберг выступила в понедельник в шоу Стивена Колберта и попыталась прояснить ситуацию. При этом она углубилась в расовый вопрос. По ее словам, раса — это то, что «я могу видеть».

«Если я пойду по улице с другом-евреем, а навстречу нам будет идти группа членов Ку-клукс-клана, я побегу от них. Но если мой друг решит не бежать, то в большинстве случаев они пройдут мимо, потому что нельзя по внешности определить, кто еврей», — сказала она.

Понятие «раса», как известно, с трудом поддается определению. Можно ли сказать, как утверждает Голдберг, что это — группа людей, обладающих общими морфологическими признаками? Могут ли другие социальные, экономические и антропологические классификации применяться к расе?

Евреи давно спорят о том, являются они «расой» или чем-то другим. Иудаизм — это религия, которую исповедуют люди всех рас по всему миру. Но евреям не обязательно быть практикующими, чтобы считать себя или быть воспринятыми другими евреями как евреи. Еврейская традиция «матрилинейности», определяющая как еврея ребенка, рожденного от еврейской матери, указывает на биологическое определение еврейской идентичности. Но в иудаизм также можно обратиться, пройдя гиюр.

Взятые вместе, эти различные трактовки привели к тому, что евреи могут считать себя (и неевреи воспринимают их) народом, нацией, племенем, семьей и вероисповеданием — иногда в различных комбинациях, иногда одновременно.

Но Гитлер, как и многие антисемиты до него, клеймил евреев как физически нечистую расу, в отличие от светловолосой, голубоглазой, генетически чистой германской арийской расой. Нацистская пропаганда пропагандировала псевдонаучные способы идентификации евреев — по размеру носа и губ, форме головы и т.д.

Гитлер был одержим тем, что он считал биологическим фактом еврейской идентичности, и писал, что «Окончательное решение» было отчасти вдохновлено его стремлением создать более «чистую» человеческую расу, избавленную от «еврейской» и других примесей.

Нацисты опирались на традицию расового стереотипирования евреев, истоки которой ученые прослеживают по крайней мере до 11 века. Например, длинный, крючковатый нос фигурировал в средневековой живописи, в описании вымышленных персонажей, таких как злодей Шейлок из шекспировского «Венецианского купца». Таким образом, евреи подвергались преследованиям как «раса» со стороны своих соседей в Европе и других странах на протяжении веков до того, как Гитлер изложил свои идеи в «Майн Кампф» в 1925 году.

В своем извинительном выступлении на следующий день в программе The View Голдберг сказала, что Холокост «действительно связан с расой, потому что Гитлер и нацисты считали евреев неполноценной расой».

Являются ли евреи белыми?

Голдберг также споткнулась о продолжающиеся дебаты в еврейской общине и за ее пределами на тему: являются ли евреи «белыми»?

За этим вопросом стоит другой стереотип: что еврей — это человек с белой кожей, происходящий от европейских предков. Другими словами, обычный ашкеназский еврей.

В действительности же еврейская община гораздо более разнообразна. Большинство евреев в Северной Америке могут быть ашкеназами с корнями в Восточной Европе, но евреи также происходят из древних общин Эфиопии, Индии, Китая и других странах. Евреи-сефарды происходят из общин Балканского полуострова и нынешних Испании и Португалии, а евреи-мизрахи — с Ближнего Востока, включая ныне исчезнувшие общины в Ираке, Иране, Йемене, Сирии и других странах.

Осознание этого разнообразия выросло отчасти благодаря цветным евреям в США и мизрахам в Израиле. Тысячи евреев происходят из смешанных рас и от межконфессиональных браков, поэтому даже многие евреи с ашкеназскими корнями не являются белыми.

Оценки доли цветных евреев в США колеблются от 6% до 15% в зависимости от методики исследования и определения, а Инициатива цветных евреев в 2019 году утверждала, что эта община хронически недоучитывается из-за плохой организации исследований. (В прошлогоднем отчете Pew Research Center о евреях США сделан вывод, что 92% евреев идентифицируют себя как белые).

Добавьте сюда людей из всех расовых и этнических групп, которые принимают иудаизм, тех, кто исповедует еврейские традиции, не пройдя формального обращения, и людей по всему миру, которые активно идентифицируют себя с некоторыми аспектами еврейской культуры — и «еврей» быстро превратится в чрезвычайно трудноопределимое понятие.

Яир Розенберг из The Atlantic утверждал во вторник, что «семья» — более точный способ охарактеризовать еврейскую общину, чем «раса».

По моему опыту, такие ошибки, как у Голдберг, часто случаются потому, что благонамеренным людям трудно уместить евреев в привычные рамки. Они не знают, как определить евреев, и поэтому прибегают к своим собственным рамкам отсчета, таким как «раса» или «религия», и проецируют их на еврейский опыт. Но еврейская идентичность не соответствует западным категориям, несмотря на многовековые попытки общества втиснуть ее в рамки. В этом есть смысл, потому что иудаизм возник еще до появления западных категорий. Это не совсем религия, потому что человек может быть евреем независимо от соблюдения или конкретной веры. (Эйнштейн, например, гордился своим еврейством, но не соблюдал религиозных обрядов.) Но это и не совсем раса, потому что люди могут принять иудаизм! Это не просто культура или этническая принадлежность, потому что в этом случае не учитываются все религиозные компоненты.

Тем не менее, даже когда все больше людей признают еврейское разнообразие, стереотипы сохраняются. Белые супрематисты, гипернационалисты и другие ультраправые течения, возникшие в результате подъема «альт-правых» после 2016 года, рассматривают евреев как токсичных «других», независимо от того, во что они верят или что практикуют. А на другом конце политического спектра некоторые левые прогрессисты причисляют всех евреев к классу белых угнетателей.

С такой фамилией — и не еврейка?

Весьма примечательно, что весь сыр-бор подняла знаменитость, которая не родилась еврейкой, но взяла в качестве сценического псевдонима еврейскую фамилию, но не по религиозным причинам, а из-за того, что, по ее словам, она положительно относится к евреям и еврейской культуре.

Вупи Голдберг — одна из немногих актрис, получивших премии «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони» — родилась под именем Кэрин Элейн Джонсон в Нью-Йорке в семье баптистского пастора и медсестры. В 1994 году ее агент сообщил газете Orlando Sentinel, что ее сценический псевдоним Голдберг происходит от материнской линии семьи. Но тесты ДНК и семейные древа, составленные Генри Луисом Гейтсом-младшим, указывают на ее происхождение от чернокожего населения Западной Африки.

Тем не менее, по ее словам, Голдберг «чувствует» себя еврейкой. В 2016 году в интервью лондонской газете Jewish Chronicle она сказала, что «помнит» о еврейских праздниках, даже если она не отмечает их регулярно. Когда люди спрашивают Голдберг, еврейка ли она, у нее есть стандартный ответ: «Я всегда говорю: “Вы бы спросили меня об этом, если бы я была белой?” Наверняка нет».

Почему все это имеет значение?

Холокост наложил печать своего наследия почти на каждого еврея, который жил и родился после освобождения Освенцима. Поскольку огромное множество антисемитов и европейских ультранационалистов стремятся отрицать факт геноцида или настаивают на том, что он был преувеличен, еврейские организации настаивают на том, чтобы факты истории не искажались, намеренно или нет. Такое «случайное» искажение, утверждают многие, может быть антисемитским по своему действию, даже если не по намерению.

Другие считают, что комментарии Голдберга отражают зарождающуюся идеологию, которая пытается преуменьшить исторические преследования евреев. Как писала в среду The Washington Post, «это идеология, которая пытается превратить евреев в белых людей, стереть еврейскую уязвимость и угнетение, втиснуть евреев со светлой кожей в современные американские категории расы и этнической принадлежности, и которая также близоруко классифицирует ненависть к ним в рамках американских представлений о том, как выглядит расизм».

И все же многие видные евреи были готовы дать Голдберг если не пропуск, то второй или третий шанс, особенно во имя использования спора в качестве поучительного момента.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи