В Израиле существует давняя традиция устраивать жестокие «пищевые побоища» за несколько недель до Песаха — из-за запрета приносить хамец (квасное), в общественные места во время праздника. В целом, светские израильтяне выступают против таких запретов, утверждая, что это форма религиозного навязывания, в то время как более традиционные и консервативные граждане утверждают, что подобные правила необходимы для поддержания еврейского характера государства.
Правила, касающиеся хамца, взяты непосредственно из Библии. В главе 12 Книги Шмот говорится, что закон посвящен исходу еврейского народа из Египта, который, согласно Библии, произошел так быстро, что хлеб не успел подняться и закваситься. Поэтому в праздник Песах евреям не только запрещено употреблять все квасное, но они также обязаны удалить его из дома. Тот, кто не выполнит это требование, «будет изгнан из дома Израиля».
За пределами Израиля это библейское постановление считается исключительно индивидуальной проблемой: евреи очищают свои дома, автомобили и рабочие места от хамца (или продают, чтобы в их собственности во время Песаха его не было) или оставляют все как есть. В Израиле, однако, дело обстоит сложнее: Что означает этот запрет для общественных мест, например, для больниц и армейских баз?
В течение многих лет в некоторых больницах действовал прямой запрет на пронос хамца внутрь. При входе в здания охранники проверяли сумки на наличие такой «контрабанды». Аналогичные правила были введены на армейских базах — как для солдат, так и для посетителей.
Эти обыски на входе в больницы и на военные объекты вызвали ответную реакцию со стороны организаций, борющихся с религиозным диктатом, которые в итоге передали этот вопрос на рассмотрение Высшего суда справедливости (Багац).
В последние годы противники запретов на хамец добиваются успехов. В 2020 году Багац признал такие запреты в больницах незаконными, а в этом — суд предварительно вынес аналогичное постановление в отношении армейских баз.
В свете этих юридических побед просекулярных групп, религиозные и консервативные законодатели используют все более апокалиптическую риторику в отношении последствий: некоторые из них утверждают, что эти шаги разрушают еврейский характер государства.
В среду этот вопрос неожиданно стал потенциальной причиной падения нынешнего правительства, поскольку Идит Сильман, председатель коалиции и член партии «Ямина» премьер-министра Нафтали Беннета, использовала его как повод для шокирующего выхода из коалиции, в результате чего у той осталось всего 60 голосов в 120-местном Кнессете.
В последние дни Сильман выступала против указания министра здравоохранения Ницана Горовица больницам выполнять решение суда и не обыскивать сумки людей, входящих в их помещения. В своем заявлении об отставке на имя Беннета она указала на «ущерб, нанесенный нашим ценностям и стандартам».
В войнах за хамец, похоже, уже намечена первая жертва: 36-е правительство Израиля. Имея большинство в парламенте всего в один голос, правительство и коалиция теперь будут разделены поровну, и у каждого будет по 60 голосов. В нынешнем виде это правительство продержится максимум до марта 2023 года — крайнего срока, к которому оно должно будет принять бюджет.
Конечно, маловероятно, что именно проблема хамца привела Сильман к ее решению, поскольку решение суда было принято задолго до формирования этого правительства и без инцидентов выполнялось при предшественнике Беннета, Биньямине Нетаньяху.
В какой степени именно это помогло Сильман заключить сделку (а не карьерные обещания, данные ей главой оппозиции Нетаньяху) — известно только ей. Но сам вопрос является резонным.
Он находится прямо на перекрестке целей Израиля — быть одновременно еврейским государством, соблюдающим еврейские традиции, и демократическим государством, уважающим права людей исповедовать (или не исповедовать) религию по своему усмотрению.
Эта тема расколола страну поровну. Опрос, проведенный по заказу организации «Хидуш», которая поддерживает религиозную свободу в Израиле, показал, что 54% израильских евреев поддерживают разрешение солдатам приносить хамец на армейские базы для личного потребления во время Песаха, а 46% выступают против. Опрос, в котором приняли участие 500 респондентов, имел погрешность выборки 4,5 процента, что означает, что раскол по этому вопросу может быть еще более значительным.
Как и в случае со многими другими проблемами израильской политики, этот вопрос также разделил население по партийному признаку. Опрос «Хидуша» показал почти полную поддержку запретов на хамец среди тех, кто причисляет себя к сторонникам религиозных и правых партий, а среди электората левых и центристов наблюдалась почти полностью противоположная картина. Исключением является правая, но последовательно секулярная партия «Исраэль Бейтену», сторонники которой также практически полностью выступают против запрета квасных продуктов в общественных местах.
Хотя Главный раввинат утверждает, что разрешение проносить квасное в больницы может затруднить контроль за тем, чтобы пища, подаваемая в тамошних столовых, не содержала следов хамца, эти аргументы были в основном отклонены судами. Более того, это не соответствует реальности больниц за пределами Израиля, в которых нет подобных запретов, но которые все же могут предоставлять кошерную для Песаха пищу пациентам из числа соблюдающих иудеев.
«В этом нет ничего плохого с точки зрения еврейского закона. Есть что-то эмоционально неправильное. Людям, которые не едят хамец на Песах, неприятно это видеть», — говорит Томер Персико, академический директор учебной программы «Колот» и научный сотрудник Института Шалом Хартмана, часто выступающий с комментариями по вопросам религии и государства.
По его мнению, этот вопрос затрагивает не менее важный, но более абстрактный принцип еврейского характера Государства Израиль: «Это борьба за равенство, за то, как выглядит общественное пространство. В этом смысле она похожа на борьбу за гражданские браки, гиюр, общественный транспорт в шабат и на все другие споры о религии и государстве или еврейской идентичности в публичном пространстве».
Больницы и армейские базы
В 2020 году, после обращения Светского форума, Багац постановил, что запрет на хамец в больницах является незаконным, хотя и оставил открытой дверь для компромисса или для принятия более детального законодательства по этому вопросу в будущем.
В своем решении судьи взвесили как права пациентов, не соблюдающих библейский запрет на квасное во время Песаха, так и права больных, соблюдающих это правило, на доступ к приемлемой для них пище. В конечном итоге суд вынес решение против запретов.
«Особенно применительно к больницам, где люди теряют значительную часть своих прав и вынуждены бороться с физическими трудностями в отрыве от повседневной жизни дома, мы должны действовать справедливо и сострадательно и сохранять, насколько это возможно, уважение к человеку, неприкосновенность его частной жизни и право на удовлетворение его основных потребностей», — постановили судьи.
Согласно постановлению от апреля 2020 года, которое было вынесено вскоре после праздника Песах, охранники не могут обыскивать вещи посетителей, давать какие-либо указания по поводу принесения некошерной для Песаха пищи или обсуждать этот вопрос. Суды объяснили эту последнюю строгость тем, что она необходима в свете «явных и неотъемлемых различий в полномочиях» между охранниками и посетителями.
Ультраортодоксальные члены Кнессета выступили против этого решения. Главный раввинат заявил, что решение суда может побудить соблюдающих евреев избегать больниц во время Песаха и тем самым поставит под угрозу их здоровье. (Этого, однако, не наблюдается за пределами Израиля, где больницы, несомненно, не являются «хамец-фри».)
Этот запрет на запреты впервые вступил в силу в прошлом году, при премьер-министре Нетаньяху и министре здравоохранения Эдельштейне, и был реализован без серьезных инцидентов и жалоб, в том числе со стороны тех членов Кнессета, которые сейчас осуждают эту политику.
В начале этого года Багац предварительно отменил аналогичные запреты и на армейских базах — по ходатайству организации «Хидуш» и родителей 14 солдат.
Хотя дело еще не решено окончательно, суд 1 марта принял временный запрет военным проводить обыски личных вещей солдат и посетителей армейских баз на предмет квасного.
Судьи также призвали военных рассмотреть возможность смягчения запрета, разрешив солдатам употреблять хамец в некоторых местах армейских баз (при условии, что на остальной их территории квасного не будет).
Законодательное закрепление запретов
Поскольку эти запреты не нашли поддержки в суде, некоторые члены Кнессета предложили специальное законодательство, чтобы разрешить запреты.
Два подобных закона приняты уже давно: один, от 1962 года, так называемый Закон о свинине, — запрещает выращивание и забой свиней по всей стране, а другой, от 1986 года, Закон о хамце, — запрещает выставлять квасные продукты на продажу во время Песаха (хотя на самом деле не запрещает их продавать).
Персико отметил, что эти законы были приняты в другое время, когда общество придерживалось иного мировоззрения: «Раньше было ощущение, что эти вопросы касаются не только религии, но и национального характера государства. Это начало меняться в 1990-х годах. То, что раньше было принято, теперь представляется анахронизмом», — сказал он.
Кроме того, по его словам, эти законы носят менее личный характер. Закон о свинине не запрещает есть свинину, а закон о хамце не запрещает есть хлеб во время Песаха. Действительно, многие светские израильтяне каждый год во время праздника ездят в близлежащие арабские города, чтобы купить хлеба. Существующие законы также не очень активно соблюдаются, отметил Персико.
Однако закон, запрещающий приносить в больницы квасные продукты, напрямую контролирует пищевые привычки находящихся там пациентов, которые, как правило, оказались там не по своей воле. «Влезать в вашу тарелку — это уж слишком даже для умеренных консерваторов», — отметил Персико.
Действительно, подобные предложения встретили противодействие не только со стороны светских групп, но и со стороны религиозных и правых членов Кнессета, включая министра религиозных служб Матана Кахану, который, конечно, не является бастионом светской идеологии.
«Никто в Государстве Израиль не думает, что закон, позволяющий охранникам обыскивать сумки посетителей на входе в больницы, предотвратит попадание хамца в больницы,— написал Кахана в Facebook в прошлом месяце. — Подобный закон приведет к прямо противоположному результату. Еще больше евреев отдалятся от иудаизма. Я на миллион процентов убежден, что просьба к гражданам Израиля, которые не соблюдают кашрут в Песах, помочь своим братьям, которые строго хранят эту важную заповедь, приведет к гораздо лучшим результатам», — сказал он.
В этом — и в еще немногих вопросах — Кахана и Персико солидарны.
«Религиозные люди имеют полное право — и, если вы спросите меня, это абсолютно приемлемо — просить светских быть внимательнее. И светские должны быть внимательны! Я не светский человек, но если бы я был светским, я бы был предусмотрителен и не приносил хамец в больницу, а если бы и приносил, то прятал бы его», — сказал Персико.
Представительница иерусалимской больницы «Хадасса» сказала, что в этом году учреждение действительно будет придерживаться такой линии поведения: оно полностью подчинится решению суда, но попросит сотрудников и посетителей быть внимательными и не приносить хамец».
Она добавила: «Никого не будут заставлять или принуждать. Не будет никаких обысков, и охрана не будет привлекаться».
Times of Israel, перевод Якова Скворцова