|
Яна Любарская
Яна Любарская

«Чтобы люди не предавались злословию...»

«Чтобы люди не предавались злословию...»
Надпись на плакате: "Пожалуйста, не злословьте!"

«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?» — говорил раввин Ицхак Зильбер. Именно эту деликатную тему, касающуюся того, почему лучше не делиться с окружающими своими трудностями и проблемами на постоянной основе, затронул в своём рассказе частый гость портала «STMEGI.COM» израильский раввин Элиягу Эссас. Предлагаем вам его ответы.

- Уважаемый раввин, с чего начнем наш разговор?

- Сначала я должен уточнить, что прямого запрета — не делиться с окружающими своими проблемами и трудностями — не существует. Но есть весьма серьезная рекомендация: «не грузить» других своими проблемами, неприятностями, ведь ваши хорошие друзья, коллеги, близкие и знакомые, которые хотя бы в малой степени чувствительны, будут задеты, огорчены, озабочены, это выведет их из равновесия, нанесет невольный вред. И тут возникает другой вопрос: а кто нам разрешил наносить вред другим людям?

Essas.jpg

Отмечу, речь здесь не идет об обращении к профильным специалистам, которые могут помочь. Например, у вас сломалась ручка в двери, вы вызвали плотника, он пришел и починил ее. Здесь все сделано правильно. Но просто так, регулярно и в красках, рассказывать другим о своих трудностях — крайне нежелательно и иногда запрещено. Надо четко понимать, зачем вы это делаете и нести духовную ответственность за свои поступки и слова.

- Но можно ли обратиться со своими проблемами к раввину общины, которому, как говорится, предначертано свыше помогать своим подопечным, выслушивать их?

- Действительно, есть личности, которые по специфике своей деятельности открыты к тому, чтобы к ним приходили и делились своими проблемами. Это может быть раввин общины, духовный авторитет большого числа евреев, готовый к тому, чтобы выслушать обратившихся. Например, лично мне часто задают вопросы посетители моего сайта, столкнувшиеся с теми или иными проблемами. Как правило, это люди старше 15 лет. Значит, они прожили какую-то часть жизни и понимают, что им надо поговорить. Однако и в этом случае надо чётко понимать, зачем вы это делаете.

- А психологи?

- Разумеется, сегодня существует большое число психологов — людей, считающих себя способными помогать другим. К психологам я отношусь скептически, но это лишь моя позиция, не могу кому-то запретить к ним обращаться, как и рекомендовать пользоваться их услугами. Данная сфера деятельности мне не очень понятна, в ней я вижу некую манипуляцию на состоянии человеческой души. Хотя ни в коем случае не веду с представителями этой профессии никакой борьбы, у вас не должно сложиться подобного впечатления. Но как индивидуум, который учился и обладает некими знаниями, понимаю, что обращение к психологам, парапсихологам, психоаналитикам может быть для евреев чревато неприятностями.

У многих читателей портала STMEGI.com есть близкие и надежные друзья, проверенные годами, которые хорошо к ним относятся. Они выслушают их, поймут, поддержат, могут дать дельный совет, выразить симпатию. В таком случае с ними можно иногда поделиться наболевшим, но, подчеркну, — иногда! А не обращаться к ним всю жизнь, нагружая своими проблемами… Последнее — квинтесэннция дикого эгоизма, когда человек не видит никого, кроме себя. К тому же, уверен: большинство наших проблем надуманно, мы придумали их сами, и масса всех этих, воображаемых вашим сознанием «сложностей», решается с помощью здравого смысла и спокойного отношения к жизни.

- Вот это да…

- Повторюсь: следует помнить, что после того, как вы поделились наболевшим с окружающими, в ваших проблемах уже задействованы другие люди, и, таким образом, поневоле распространяется зло, способное обернуться впоследствии еще большим негативом. Кто-то возразит: «Если не расскажу об этом другому, мне самому будет очень непросто жить». Но в результате от ваших рассказов другим тоже станет очень тяжело. И здесь обязательно надо взвешивать одно и другое на чаше весов, не решая свои проблемы за счет времени и внимания окружающих, за счет спокойствия и хорошего настроения ваших друзей и близких.

Мой рассказ ведет нас прямиком в область, серьёзно разобранную в Торе и особенно детально отразившуюся в трудах раввина Исраэля-Меира а-Коэна Пупко (Хафец Хаима), который в начале 20-го века написал книгу о законах и правилах разговоров с людьми.

- Расскажите о нем, пожалуйста, это интересно.

- Духовный лидер еврейства Польши и России, автор комментария к Шулхан-Аруху «Мишна Брура» и книг «Хафец Хаим» и «Шмират ха-Лашон», посвященных законам запрета злословия, а также других важных галахических трудов, Хафец Хаим (1839–1933) — не только великий законоучитель и духовный глава поколения в одну из тяжелейших для еврейского народа эпох, но и наставник всех последующих поколений. Он родился в городе Дятлово Гродненской губернии, в глубоко религиозной семье. Еще в детстве прославился своими удивительными способностями, считался настоящим гением в Торе. Но, несмотря на рано проявившуюся гениальность, главным для него всю жизнь была не ученость, а добрые дела. Он глубоко погружался в изучение многих практических разделов Торы, прежде всего, чтобы научить людей правильно исполнять волю Творца. Когда он уже достиг зрелого возраста и сын спрашивал его: «Папа, почему ты не публикуешь свои хидушим (“открытия” в Талмуде)?», он отвечал: «Это не так важно. Лучше я на потребные для этого деньги напечатаю еще один тираж книги “Хафец хаим”, чтобы люди не предавались злословию».

- Это действительно так важно?

- Конечно. Каждое слово лашон а-ра — отдельный грех, помноженный на число нарушенных при этом заповедей. Если человек произносит всего лишь десять слов лашон а-ра в день, в течение года их накапливается много тысяч. Впрочем, тот, кто не боится произносить лашон а-ра, говорит за день сотни запрещенных слов. Посчитайте, сколько их будет за год! С другой стороны, если человек осторожен, то, каждый раз удерживаясь от произнесения лашон а-ра, он выполняет заповедь. Поэтому воздержание от лашон а-ра всегда благотворно влияет на состояние души человека и, соответственно, на его здоровье и продолжительность жизни.

- Чем закончим наш разговор?

- Подводя итог этой беседы, следует сказать, что у некоторых из нас есть внутренний механизм, толкающий к плохому. «Надежный» способ разрушать человеческие жизни — проводить свои дни, очерняя других, сплетничая, постоянно делясь с близкими, друзьями и родными своими проблемами.

Во избежание этого держите себя в руках, думайте, прежде чем что-то сказать, а если все же решили с кем-то посоветоваться, делайте это исключительно в рамках теории, каких-то, совершенно абстрактных разговоров, или, к примеру, в рамках учебы...

Подробные ответы на эти и другие вопросы можно найти на сайте http://evrey.com. Сердечно благодарим раввина Элиягу Эссаса за помощь в подготовке публикации.

Похожие статьи