Создано симфоническое произведение, посвященное героизму японского дипломата Тиунэ Сугихары, который помог тысячам евреев спастись от нацизма.
Известная виолончелистка Кристина Рейко Купер, наполовину японка, принявшая иудаизм и живущая в Тель-Авиве, имеет самурайское происхождение. Как и Тиунэ Сугихара — дипломат, представлявший Японскую империю в Литве.
Воины-самураи живут по моральному кодексу бусидо («путь воина»). Купер сказала в интервью JNS, что когда Сугихара выдавал визы евреям, он следовал одному из основополагающих кодексов бусидо. Он делал это, рискуя своей работой, жизнью и безопасностью семьи.
…Сугихара родился в 1900 году. Отец хотел, чтобы он стал врачом, но Тиунэ намеренно провалил экзамены на медицинский факультет.
В 1918 году он поступил в Университет Васэда на факультет английской литературы. Но через год сдал экзамен на стипендию МИД и был отправлен в Харбин, в то время центр русской эмиграции, для изучения русского языка. Затем стал работать в японском посольстве в Харбине, познакомился с православием, и оно так поразило его, что он принял крещение с именем Сергий. Первая его жена была русской, из белоэмигрантов.
Затем он, как заместитель министра иностранных дел Манчьжоу-Го, вел переговоры с СССР о покупке КВЖД японцами.
После развода Сугихара женился на японке Юкико, которая тоже приняла православие. В 1938 году его направили в японское посольство в Хельсинки, а через год назначили вице-консулом в Каунасе, столице Литвы. Там он стал первым японским дипломатом.

Хотя Голландия уже была оккупирована, колонии еще оставались под властью королевы. Консул Нидерландов в Литве Ян Звартендейк выдавал евреям свидетельства, что для въезда в голландскую колонию Кюрасао въездная виза не требуется. СССР согласился пропускать людей с такими псевдовизами через свою теериторию при условии, что они получат и японскую транзитную визу, так как на Дальнем Востоке они могли выехать из СССР только через Японию. Беженцы с визами пересекали советскую границу и ехали через СССР во Владивосток, где садились на японские пароходы.
Японские транзитные визы выдавал Тиунэ Сугихара.
Получив указания японского МИД выдавать визы только тем, кто соответствовал формальным критериям и располагал необходимой суммой денег, Сугихара пренебрег ими.

Когда поезд на Берлин тронулся, Тиунэ отдал консульский штамп через окно оставшимся беженцам. На японской границе «сработали» не менее 400 виз с поддельными подписями.
Купер обнаружила, что Сугихара помог спасти и ее свекра.
Ирвинг Розен жил в Варшаве и был одним из шести братьев и сестер. Ирвинг, Генрик и Пинхас договорились встретиться в Палестине; остальные трое остались и не выжили.
Пинхас добрался до Палестины (позже погиб в Войне за независимость). Ирвинг и Генрик попали в Литву, получили визы от Сугихары, проехали всю Транссибирскую магистраль и осели в Кобе — пока страна не вступила в союз с Германией. Почти всех обладателей «еврейской» визы отправили в Шанхай, где они благополучно пережили войну и разъехались по всему миру.
Купер имела смутное представление о прошлом своих родственников, но когда кто-то прислал ее мужу Лену Розену памятную медаль с изображением Сугихары, отметив его статус как Праведника народов мира, Купер была заинтригована. Она знала, что ее свекор пережил Холокост в Японии и Шанхае, что он говорит и по-японски, и по-китайски.
«Я видела, что в квартире мужа есть разные азиатские вещи, — рассказывает Купер, — но его родителей уже не было в живых, когда мы встретились.
Эта история действительно тронула меня и вызвала отклик — не только потому, что я наполовину японка, но и потому, что знаю, что значило идти против власти в японском обществе того времени».

…Сугихара работал консулом в Праге, Кёнигсберге, в Румынии. После занятия советскими войсками Бухареста в 1944 году был интернирован в СССР. В конце 1946 года ему разрешили выехать в Японию. В это время в МИДе оккупированной американцами Японии прошли сокращения, и Сугихару уволили с дипломатической службы.
В 1960–1975 годах он жил в Москве как представитель японской торговой компании, изменив имя на Сэмпо Сугивара, чтобы в нем не узнали бывшего заместителя министра иностранных дел Маньчжоу-Го. Казалось, его прошлое было прочно забыто.
«Я стала одержима идеей, что мне нужно популяризировать эту историю, — говорит Купер. — Я не писатель, не актриса. Я лишь исполняю музыку».
Она связалась с единственным живым сыном Сугихары, Нобуки, чтобы заручиться его благословением и заверить его, что она не использует биографию его отца в личных целях.
Купер задумала проект как сольную пьесу для виолончели с оркестром. Но как продать это площадкам и концертным промоутерам? Она нашла агента по имени Эдна Ландау, бывшего директора IMG Artists, о которой канал CNN снял документальный фильм. «Она суперзвездный менеджер, — сказала Купер о Ландау, — и она еврейка. Ей понравился этот проект, и к счастью, она его приняла».
Купер сочла важным сообщить Ландау, что соблюдает Шаббат и не может выступать по пятницам и субботам. По ее словам, это разочаровывает многих менеджеров.
Но Ландау только рассмеялась. «Она, может быть, единственный человек в мире классической музыки, который действительно понял мою проблему», — говорит Купер.
Следующей задачей было найти партнерскую организацию, с помощью которой можно было бы привлечь аудиторию.Тут оказалось, что посещение синагоги дает дополнительные бонусы.
Ландау ходит в одну синагогу со Стэнли Стоуном, тогда членом правления, а ныне директором Американского общества «Яд Вашем». Раввин синагоги Купер в Тель-Авиве — Исраэль Меир Лау, ранее занимавший должности главного ашкеназского раввина Израиля, главного раввина Тель-Авива и председателя «Яд Вашема».
«Невероятно, но нам удалось добиться того, чтобы “Яд Вашем” стал нашим главным представителем по всему миру», — сказала Купер.
Теперь нужно было найти композитора, в идеале имеющего личную связь с историей и достаточно авторитета, чтобы Берлинская и Нью-Йоркская филармонии исполнили его произведение. Они остановились на Лере Ауэрбах, австрийско-американском классическом композиторе, дирижере и концертирующей пианистке. Она родилась в еврейской семье в Челябинске и, уехав на Запад, завоевала множество престижных наград, а ее композиции исполнялись широким кругом артистов, оркестров, хоров и балетных трупп.
Пандемия особенно сильно ударила по исполнителям классической музыки, и с новой работой пришлось подождать. Ауэрбах выбрала хоровую пьесу с виолончелью и полным оркестром.
Концерт в память Сугихары — симфония № 6 Ауэрбах «Сосуды света» — прозвучал в ноябре прошлого года в Каунасе.
Выступления запланированы в Праге, Лос-Анджелесе, Берлине, Лейпциге, Дрездене и Варшаве. 19 апреля, в день начала восстания в Варшавском гетто в 1943 году, концерт состоится в Карнеги-холл в Нью-Йорке.
В 1968 году Сугихару нашел один из спасенных им евреев, израильский дипломат Йошуа Нишри. Процесс был запущен, и в 1985 году Израиль наградил японского дипломата званием Праведник народов мира. Сугихара стал единственным гражданином Японии, удостоенным такой чести. Литва объявила 2020 год Годом Тиунэ Сугихары.
«В наши дни — в условиях усиления антисемитизма, авторитарных правительств, страданий из-за войн, кризиса с беженцами по всему миру — эта история, я думаю, должна широко распространяться, — убеждена Купер. — Внутри каждого из нас живет внутренний Сугихара. Вы должны слушать себя. Вы должны делать то, что до́лжно и праведно».