Эдуард Смольный был конферансье Тамбовской филармонии, но полем его деятельности были стадионы и дворцы спорта, где он организовывал грандиозные концерты. С парадами ветеранов, с парашютным десантом, Лениным на броневике и т.д. и т.п.
Он выполнял работу значительной части штата Министерства культуры. За ним следил отдел целый отдел правоохранительных органов, представители которого выезжали на все мероприятия Смольного. Однажды им все-так удалось арестовать Смольного и Сичкина. На судебные процессы съезжались артисты из многих городов, чтобы посмотреть это шоу. И чем все кончилось? Смольного и Сичкина оправдали, а всех, кто имел отношение к судебному процессу, уволили.
Надо сказать, что все это было во времена, когда Михаил Боярский еще ходил без шляпы. Тогда артисты получали только официальную зарплату, которая ни в какое сравнение с гонорарами современных звезд эстрады и ТВ не шла. Заработки артистов зависели от количества выступлений, а их было много. Иногда доходило до пяти в день. Конечно, со Смольным хотели работать все. Компания собиралась потрясающая. И Папанов, и Кобзон, Никулин-Вицин-Моргунов, звезды телевидения Виктор Балашов и Валентина Леонтьева, «Лицедеи» во главе со Славой Полуниным. Вести такие концерты могли только настоящие конферансье: Гаркави (мы еще застали), Писаренков, Тамразов, Дитятев. Тут надо было ориентироваться моментально, импровизировать.
Надо сказать, что сам Смольный жил скромно, даже очень. Квартира — и больше ничего. Никакого намека на богатство. Это его не интересовало. У него был другой азарт. Азарт победителя обстоятельств. И это у Эдика, как вы знаете, получалось. Правда, иногда, доходило до смешного.
Однажды на стадионе парашютный десант произошел раньше времени. Когда парашютисты были уже в воздухе, Смольный замахал руками и скомандовал:
- На--зад! На--зад! Еще рано!
О Смольном можно рассказывать бесконечно, но я ограничусь несколькими эпизодами.
В Сочи Смольный пригласил участвовать в концерте писателя-юмориста Ефима Смолина. При заселении в гостиницу оказалось, что у Смолина номер без удобств. Жена сказала:
- Что это такое?! Скажи, чтобы дали нормальный номер.
Смолин пошел к Эдику и тот обещал вечером все исправить. А вечером сказал:
- Фима, извини. Ничего не могу сделать. Даже у Дорониной такой номер.
Доронина — популярная кинозвезда.
А вечером на концерте Смольный объявил:
- А сейчас перенесемся в мир иллюзий и манипуляций. Выступает артистка Тамбовской филармонии Нина Доронина.
На дне рождения Смольного Михаил Ульянов рассказал прекрасную притчу.
Цезарь устраивает шикарный прием. И слышит, как гости говорят, что меню слишком обыденное. Он вызывает шеф-повара и говорит:
- Срочно удиви чем-нибудь эту публику!
Шеф-повар приносит огромный поднос вареных раков. Цезарь спрашивает:
- Ты этим хочешь удивить гостей.
Тот отвечает:
- Цезарь, посмотри внимательно. Они же шевелятся. А под ними только один живой.
Вот этот живой был похож на Смольного.
В Красноярске Смольный придумал аплодисмометор, который в цифрах оценивал успех каждого артиста. На самом деле друг Эдика Коля ставил эти оценки по своему разумению. Кому-то 120 очков, а кому-то скажем 105. Я договорился с Тамразовым и Татосовым, и мы позвонили Смольному, который сидел где-то под потолком Дворца спорта. Я сказал:
- Эдик, что такое? Я прошел лучше Татосова и Тамразова, а у меня оценка ниже.
Заговорщики подвякнули:
- Нам чужой успех не нужен!
Эдик закричал:
- Дорогие мои! Это не я, это машина показала!
Он в это верил.
Смольный жил в виртуальном мире и ему там было хорошо.
И нам вспомнить об этом человеке тоже в радость.