Еврейская сторона Шинейд О'Коннор

Еврейская сторона Шинейд О'Коннор
Шинейд О'Коннор в конце 1980-х Фото: МАНДЕЛЬ НГАН / AFP

В мемуарах Шинейд О'Коннор есть глава под названием «Шевти Адонаи Л'Негди Тамид». Слова, взятые из из Книги Псалмов, переводятся так: «Я всегда ставлю перед собой Бога». 

Певица и общественная активистка О'Коннор, скончавшаяся вчера в возрасте 56 лет, перешла из веры детства – католицизма – в ислам. Но она также была связана с другой авраамической верой, иудаизмом, а также прошла то, что сама назвала «еврейским периодом». 

В своих мемуарах «Воспоминания» («Remembrances») она писала: «Я пыталась брать уроки еврейского понимания Священного Писания, но меня никто не брал в ученицы, потому что я не еврейка».

Но у О'Коннор все же случились уроки каббалы с «очень добрым учителем» по имени Зев Бен Шимон Халеви в школе в Риджентс-парке.

Галеви, хотя и внимательный учитель, был не совсем тем, что искала О'Коннор – она давно фантазировала о красивом раввине, который захотел бы на ней жениться, и ей «пришлось бы стать еврейкой».


Шинейд О'Коннор на сцене Государственного театра в Сиднее, Австралия. 18 марта 2008 года. Фото: Гэй Джерард / Getty Images

Эти уроки продолжались до тех пор, пока она не стала знаменитой – Галеви внушил ей, что «слава – это лекарство, а дьявол – джентльмен», и она приняла это близко к сердцу.

До и после «еврейского периода» творчество певицы находилось под сильным влиянием еврейских артистов.

В 11 лет она услышала «добрый мужской голос, поющий девочке, что ей больше не нужно плакать». Этим добрым человеком был Боб Дилан. «Его голос подобен теплому одеялу, – говорила она. – Он так прекрасен, как если бы Бог дунул с Ливана и и это дыхание стало бы человеком».

Дилан стал источником вдохновения для О'Коннор, и когда он выбрал ее для выступления на праздновании своего 30-летия, ее заботило только одно. «Все, чего я хочу – чтобы Боб гордился этим», – вспоминала она.

К сожалению, концерт состоялся всего через несколько месяцев после ее печально известного выступления на SNL.

3 октября 1992 года в американской телепрограмме «Субботним вечером в прямом эфире» (Saturday Night Live, SNL) О'Коннор исполнила две песни в поддержку своего нового альбома «Я не твоя девушка» («Am I Not Your Girl») и устроила акцию протеста против католической церкви. Во время исполнения песни Боба Марли «Война» («War») 1976 года она разорвала фотографию папы Иоанна Павла II на куски, бросила их на пол и сказала: «Сражайтесь с настоящим врагом».

В интервью вслед за этим она сказала, что возлагает на католическую церковь ответственность за физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, которому она подвергалась в детстве, что церковь уничтожила «целые расы людей» и что католические священники годами жестоко обращались с детьми.

Этот поступок вызвал сотни жалоб от зрителей и знаменитостей, включая Фрэнка Синатру и Мадонну, и критику со стороны организаций, включая еврейскую Антидиффамационную лигу (Anti-Defamation League, ADL) и тогдашнюю Национальную этническую коалицию организаций (National Ethnic Coalition of Organizations, NECO, ныне – Общество почета Эллис-Айленд, Ellis Island Honors Society, EIHS). О'Коннор сказала, что не сожалеет о протесте и что для нее важнее быть протестной певицей, чем успешной поп-звездой.

Все это случилось за девять лет до того, как Иоанн Павел II публично признал сексуальное насилие над детьми в католической церкви. После этого мнение об О'Коннор изменилось настолько, что Time позже назвал ее за этот протест самой влиятельной женщиной 1992 года.

Но на концерте Боба Дилана толпа отреагировала на ее выход «звуковым бунтом», и она не смогла петь. Вместо этого она прочитала текст песни «Война».

Но Дилан был не единственным еврейским артистом, оказавшим влияние на О'Коннор. Барбра Стрейзанд с детства была ее «любимой певицей», пела «как дикая птица», говорила О'Коннор: «Я хотела бы однажды спеть в мюзикле и быть как Барбра».

Лу Рид, потомок евреев-иммигрантов из России, был единственным человеком, которым О'Коннор восхищалась. Она умоляла его позволить ей спеть для нее бэк-вокал, и он позволил – при этом она «оказалась на небесах».

После того, как ее подвергли остракизму из-за поступка в SNL, Рид был одним из немногих, кто остался ей верен. «С тех пор в моем сердце появилась слабость к мистеру Лу Риду», – шутила она.

О'Коннор посвятила свой мини-альбом «Евангельский дуб» («Gospel Oak») 1997 года народу «Израиля, Руанды и Северной Ирландии». Она назвала альбом в честь района, в котором встречалась со своим еврейским психиатром шесть дней в неделю. По ее словам, она была «безумно влюблена в него во многих смыслах».

На отношение певицы к иудаизму также повлияло время, которое она посвятила его изучению в 2000 году. «Я выучила псалмы по-иудейски», – говорила она. Своего четвертого ребенка она назвала Невиим Неста Али Шейн, что означает «пророки» на иврите.

Отношения О'Коннор с Израилем были сложными. Она играла там в 1995 году. Много позже, в 2014 году, она сказала, что хотела тогда отменить свое выступление, потому что когда соглашалась, то не знала о просьбе «палестинского народа» бойкотировать израильские концерты; но не смогла себе этого позволить.

Затем она планировала выступить снова в 1997 году, но была вынуждена отменить концерт из-за телефонного звонка в посольство Великобритании в Израиле с угрозами ее жизни. Ее концерт назывался «Две столицы, два государства» («Two Capitals, Two States»), а угрозы исходили от группы «Идеологический фронт» («Ideological Front»), ответвления движения Ках, основанного Меиром Кахане.

Еще в 1997 году член «Идеологического фронта», нынешний министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир хвастался, что ему удалось напугать Шинейд О’Коннор, и она отказалась от концерта в Иерусалиме.

По поводу отмены концерта О'Коннор направила письмо Итамару Бен Гвиру:

«У меня всегда была самая страстная любовь к еврейскому народу, и к тому, что он страдал на протяжении веков. Бог не вознаграждает тех, кто наводит ужас на детей мира. Значит, ты не преуспел ни в чем, кроме неудачи своей души».

А дальше спросила его: «Как может быть мир где-либо на Земле, если нет мира в Иерусалиме?»

Вольный перевод М. Якубович

Источник: thejc.com

Похожие статьи