|
Сергей Константинов

Моше Шарет: служа еврейскому государству

Моше Шарет: служа еврейскому государству

Моше родился 130 лет назад, 15 октября 1894 года. Он увидел свет в Херсоне, в семье убеждённых сионистов, а потому через 12 лет чета Черток и пятеро детей отправились в Палестину где стали подданными Османской империи. Сначала они поселились в арабском селении Эйн-Синия в Самарии, взяв в аренду у богатого и влиятельного клана аль-Хусейни землю, мельницу и маслобойню. Моше за два года выучился арабскому языку и хорошо узнал жизнь и обычаи местных жителей. В 1908 году Яков Черток перевез семью в Яффо и стал участником строительства одного из первых кварталов Тель-Авива. Моше пошёл в гимназию «Герцлия» и закончил обучение одним из лучших в первом выпуске. Особенно легко ему давались языки и история.

В 1913 году юноша поступил в Стамбульский университет, где изучал право. Его однокашники — Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви.

1.png

С началом Первой мировой войны Черток добровольно вступил в ряды турецкой армии: служил переводчиком при штабе германского командования. По окончании боевых действий Моше приняли в секретариат Сионистской комиссии, занимавшейся проблемами евреев в подмандатной Палестине и готовившей базу для возрождения еврейского государства. Черток был направлен на учёбу в лондонскую школу экономических и политических наук. Отучившись пять лет, он вернулся в Эрец Исраэль и нашёл себя в журналистике: работал в газете «Давар» у Берла Канцельсона и редактировал англоязычное обозрение.

В 1931 году Моше Черток назначается секретарём политического отдела Еврейского агентства. Началась карьера политика. Он стал заместителем знаменитого деятеля ишува Хаима Арлозорова, а после гибели начальника от рук террористов-радикалов, не побоялся возглавить этот отдел, исполнявший, по сути, функции министерства иностранных дел для еврейской общины Палестины. На этом посту он трудился вплоть до провозглашения Израиля в 1948 году.

Черток старался объединить разрозненные еврейские группы и движения в единую силу, посредничал, договаривался. Моше удавалось находить неожиданные решения. Во время арабских бунтов середины 30-х он добился приёма евреев в британскую полицию, что обеспечило ишуву некоторую правовую защиту.

2.png

С началом Второй мировой Черток буквально продавил создание еврейских подразделений в британской армии. При его посредничестве отправлялись за линию фронта группы парашютистов, а бойцы Пальмах способствовали вторжению британцев в Сирию и Ливию.

В 1946 году его вместе с тремя другими руководителями ишува арестовали британцы за поддержку Хаганы, и он провёл четыре месяца в заключении.

По окончании войны Черток, признавая значение международных площадок для судьбы возрождавшегося еврейского государства, готовил материалы для политической борьбы в ООН и для осуществления плана раздела подмандатной Палестины.

3.png

Моше вёл незримую борьбу в кулуарах Организации Объединённых Наций. Ему пришлось нелегко!

Госсекретарь США Джордж Маршалл, лоббировавший интересы «нефтяных» шейхов, на личной встрече в ультимативной форме потребовал отложить на три месяца провозглашение Государства Израиль:

— И прекратите огонь! Хватит стрелять...

— Если мы пойдём на это, не будучи уверенными, что по истечении назначенного срока Государство будет создано, — спокойно сказал Черток, — нам придётся держать ответ перед еврейской историей.

— Начнётся большая война, и вы попадёте в большую беду, — продолжал стращать Маршалл, — Не приходите тогда жаловаться!

— В нашей войне мы сражаемся в одиночку, без всякой помощи, — не поддаваясь эмоциям, спокойно ответил Черток, — Вы не дали нам оружие, отказали в инструкторах. Не дали даже стальные листы для обшивки гражданских автобусов. Мы не просим помощи, мы просим лишь прекратить вмешательство в наши дела…

4.png

По прибытии в Эрец Исраэль Моше тут же сообщил об угрозе американцев Бен-Гуриону. Старик потребовал от него клятвы: больше никому о разговоре с госсекретарём не сообщать.

— А то, клянусь, запру тебя в кабинете!

Моше поклялся и сдержал обещание.

В тот же вечер Национальное Собрание с перевесом в два голоса проголосовало за провозглашение независимости Израиля.

Черток стал одним из авторов Декларации независимости, и одним из тех, кто подписал её в Тель-Авиве 14 мая 1948 года. Моше получил пост министра иностранных дел. Тогда-то он и поменял свою фамилию на созвучную, «Шарет», что на иврите означает: «исполняющий свой долг», «тот, кто верно служит».

И долг он свой исполнял исправно. В первые же годы существования Израиля были установлены официальные отношения с государствами по всему миру. Первым среди всех стран, через два дня после провозглашения, признал де юре государство Израиль Советский Союз. Одной из первых официальных международных телеграмм, отправленных министром нового государства, стало послание Вячеславу Молотову, где выражалась «глубокая признательность и уважение народа Израиля за стойкую позицию, занятую советской делегацией в ООН, в поддержку образования независимого и суверенного еврейского государства».

Отношения с соратником и другом — Давидом Бен-Гурионом, — испортились у Моше к началу 50-х. Он часто критиковал «сверхактивизм» первого премьера Израиля: Бен-Гурион настаивал на «акциях возмездия» в отношении арабов, а Шарет считал, что лишь переговоры и система компромиссов поможет приходу мира. Он и являлся главным переговорщиком по закреплению итогов Войны за независимость.

5.png

Одной из главных задач ведомства Шарета стала выработка курса в отношении Западной Германии. В 1952 году Моше подписал с ФРГ историческое соглашение о репарациях.

Год спустя Бен-Гурион внезапно ушёл в отставку, передав свой пост Шарету, который сохранил и мидовский портфель. Это оказалось тяжкой ношей. За два года своего пребывания на посту руководителя страны Шарет высочайшими темпами развивал народное хозяйство и принимал массы новых иммигрантов. Он начал переговоры о закупках оружия, предвидя грядущие конфликты в регионе. Переговоры принесли плоды уже после того, как Моше покинул пост премьер-министра.

6.png

Однако вскрывшееся «дело Лавона» — неудачная операция разведки, утвержденная министром обороны без ведома Шарета, — свело на нет всё впечатление от деятельности правительства. Разразившийся скандал стал поводом к возвращению Бен-Гуриона в кресло министра обороны. После выборов 1955 года Шарет уступил Бен-Гуриону пост премьер-министра, но оставался во главе МИДа до июня 1956 года.

В конце этого периода конфликт подходов к внешней политике у Шарета и Бен-Гуриона принял личный характер, и теперь уже отставка стала уделом Моше. Он продолжил служить на благо Израиля на общественном поприще: председательствовал в колледже Гистадрута «Бейт-Берл», занимал пост генерального директора профсоюзного издательства «Ам Овед», представлял партию МАПАЙ в Социалистическом Интернационале. В 1960 году Всемирный сионистский конгресс избрал Шарета председателем Всемирной сионистской организации и Еврейского агентства.

7.png

Кроме того, после отставки нашлось время для литературной деятельности и приведения в порядок дневниковых записей.

Моше Шарет скончался 7 июля 1965 года в Иерусалиме и был погребён в Тель-Авиве на кладбище Трумпельдор.

P.S.

Моше Шарет был женат на Ципоре Мейеровой. У них родились двое сыновей и дочь.

Сестра Моше Шарета, Ривка, была супругой Дова Хоза и погибла с ним в автокатастрофе в 1940 году.

В память о Шарете названы улицы, бульвары и даже целые районы во многих городах Израиля.

Банкноты достоинством в 20 шекелей 1993 года выпуска посвящены Шарету.

В Израиле действует общество по изучению наследия Моше Шарета.

8.png

9.png

10.png

12.png

Похожие статьи