|
Пресс-служба СТМЭГИ

«Огонь Маккавеев» Аркадия Острицкого

В свежем номере нашей газеты «STMEGI.com за месяц» на первой полосе размещена репродукция картины современного художника Аркадия Острицкого «Огонь Маккавеев, или Возвращение меноры», посвященная библейскому сюжету о Хануке. Вот что художник рассказал о своей работе.

«Огонь Маккавеев» — моя последняя картина из серии «Надежды праотцев». Стараюсь быть верным основной линии цикла. И здесь, как и в предшествующих работах, показан один из интереснейших и исторически значимых моментов избранного  мной события. Это одна из ярчайших страниц в истории еврейского народа, когда горстка храбрецов под руководством семьи Хасмонеев из рода коэнов сумела поднять и сплотить вокруг себя народ, дать отпор могучей державе Селевкидов, восстановить Храм и культ и, в итоге создать новую царскую династию. Соблазнительных тем из истории Хасмонеев было великое множество: блестящие военные победы Иуды Маккавея над многократно превосходящим  числом и силой врагом, славные подвиги его братьев и других героев, великолепные дипломатические ходы Ионатана, мудрость Шимона и его сына Гиркана, коварство заговорщиков, беспредельная жестокость и неоднозначность образа Александра Янная и т.д... И так до конца династии.

Я выбрал, возможно, менее зрелищный, но очень важный для понимания истории момент: ночь перед первым жертвоприношением в очищенном и отремонтированном храме, когда коэны и левиты вносят в него воссозданные взамен утраченных золотые и медные предметы культа. В этот момент все братья  Маккавееи еще живы и полны надежд. Вот они стоят все пятеро в воротах Никанора (если слева направо, то по старшинству).

Старший, чернобородый Йоханан, опустил глаза в раздумье. К сожалению,  в истории материалов о нем почти не сохранилось. Кем мог быть человек, рожденный первым, но заветом отца отведенный в тень? Может он чем нибудь провинился перед Матитиягу? Скорей всего он был мозговым центром, стратегом группы. Потому и отец хотел уберечь его от риска, держа в стороне.

Дальше, почти в центре, мы видим благообразного, но широкоплечего и рослого человека с большими, мудрыми и печальными глазами, стоящего в полном облачении первосвященника с небольшой амфорой для масла в руках. Это Шимон, второй брат. Титул первосвященника был завещан ему отцом. Бытует мнение, что это он освятил обновленный храм, вместо в страхе  сбежавшего от повстанцев к грекам в Акру эллинизированного первосвященника Менелая. Масло из амфоры в его руках наполнит чаши меноры и произойдет чудо. Вместо одного дня масло будет гореть восемь! У его ног, в оптическом центре картины, агнец, которому утром суждено первым  погибнуть на жертвеннике, унеся с собой все грехи народа, изменившего своей вере,.

Впереди всех, правой рукой подняв факел, свободную левую вознеся к богу и обращаясь с речью к собравшимся людям, выступает главный герой. Это победитель Антиоха IV Епифана и освободитель народа, третий брат, согласно легенде, рыжебородый, Иуда, прозванный Макковеем (Маккаби - молот, сокрушающий всех врагов). Мой Иуда – могучий атлет. Навряд ли носитель такого прозвища мог быть субтильным. Он, главный герой события и настоящий герой без страха и упрека. Несмотря на свою скромность, Иуда Макковей облачен в трофейый панцирь всадника селевкидов и бронзовый шлем. В это самое время в Иерусалиме продолжается война. В городе еще много эллинизированных заговорщиков, а его воины осаждают крепость Акру. Вторая причина относительной роскоши – то, что полководец должен быть заметен воинам. К этому моменту у Иуды уже большая армия, способная достойно противостоять грекам. Его воины есть и среди собравшихся в храме.

Позади Иуды, в шлеме, четвертый брат, импульсивный Элиазар, совершивший красивый, но, к сожалению, бессмысленный подвиг, павший под убитым им боевым слоном.

Группу завершает пятый брат, Йонатан, принявший власть после Иуды и сочетавший в себе таланты полководца, политика и священника.

На переднем плане, на ступеньках лестницы Женского Двора, коэны, вносящие золотую менору, и собравшийся народ. В толпе выделяются молодая женщина с младенцем и старик со спасенной, завернутой в талит, торой. Также там мы видим воина с факелом, мужчину с ребенком на плечах, музыканта с бубном... На площадке полукруглой лестницы сложены сосуды, кадильницы и другие предметы храмового культа. Их через Двор Израиля уносят в храм левиты. Все пространство храмовых дворов освещено факелами.

Такова эта работа, на подготовку и исполнение которой ушел год.

Наша справка. Художник Аркадий Острицкий в настоящее время живет и работает в Израиле. А родился он в Молдавии, в городе Кишиневе в 1948 году. С детства его привлекала яркость красок и тайны светотени, о которых много рассказывал ему отец, известный в Молдавии изобретатель. После окончания школы, когда встал вопрос о выборе профессии, Аркадий решил стать архитектором и поступил в строительный техникум. Но, отучившись там два года, понял, что архитектура – это не то, чем он хочет заниматься всю жизнь, слишком узка была она для его творческой натуры. Тогда же он стал студентом Республиканского художественного училища им. И.Репина, после окончания которого работал иллюстратором и оформителем, а также представлял свои художественные работы на различных выставках. А в 1991 году Аркадий Острицкий переехал в Израиль.

Сегодня он член правления Объединения профессиональных художников Израиля и член Международной ассоциации искусств, созданной при ЮНЕСКО. За эти годы он написал большое количество картин, работал в качестве иллюстратора для самых известных издательских агентств Израиля, почти тысяча его рисунков была использована при создании фильма «Горящий куст терновника». Работы Аркадия Острицкого пользуются большой популярностью во всем мире, а его выставки, проходящие в разных странах, привлекают большое количество зрителей. Диапазон интересов Аркадия Острицкого довольно широк, но все его картины всегда объединяет одна черта – они изображают подлинные чувства и настоящую красоту.

Похожие статьи