|
Мария Якубович
Мария Якубович

Как еврейские погонщики мулов с турками за Эрец Исраэль воевали

Первое со времен Маккавеев чисто еврейское военное подразделение, известное как Сионский корпус погонщиков мулов, появилось в 1915 году.

Германия вторглась в Бельгию в августе 1914 года. В октябре к ней присоединилась Турция. Против них объединились Россия, Франция и Великобритания.

Владимир (Зеев) Жаботинский знал, что только конфликт между Турцией и евреями изменит будущее сионизма. Когда началось вторжение, он бежал из Бельгии во Францию, где узнал об альянсе Германии с Турцией и пришел в восторг.

Еврейский легион, сражающийся на стороне союзников, означал бы первый шаг к концу тысячелетней мученической судьбы. Жаботинский еще не знал, как воплотить идею, но начал искать сторонников. Турецкий режим невольно пришел ему на помощь: 14 декабря турки издали указ об изгнании евреев из Палестины в Египет. Иосиф Трумпельдор был в их числе. Для 12 тысяч беженцев британцы построили в Александрии два лагеря, Габбари и Мафруза. Жаботинский направился туда.

В габбарском лагере он встретил Трумпельдора. Они созвали комитет еврейских лидеров. Жаботинский утверждал: «Нельзя сидеть сложа руки и питаться благотворительностью. Нет никаких сомнений, что рано или поздно британцы пойдут на Палестину». Собрание проголосовало: набрать из молодых людей в лагерях еврейское подразделение для участия в боевых действиях в составе британской армии на палестинском фронте за освобождение Эрец Исраэль.

Жаботинский с Трумпельдором уехали в Александрию, чтобы представить проект командующему, генерал-лейтенанту сэру Джону Максвеллу. Генерал разочаровал их: «Я не слышал о наступлении на Палестину и сомневаюсь, что такое наступление вообще начнется. Кроме того, закон не допускает в британскую армию иностранных солдат. Я могу лишь предложить, чтобы ваши молодые люди записались добровольцами в транспортное соединение с мулами для другого сектора турецкого фронта».

Британские штабные офицеры с генералом Максвеллом, Египет, начало 1915 года. Слева направо – Александер, герцог Баттенберг, в центре – Чарльз Пейджет, маркиз Энглси

Жаботинский был оскорблен. Он хотел быть солдатом, а не погонщиком мула. Он хотел сражаться в еврейском подразделении, а не быть снабженцем. Трумпельдор, опытный солдат, понимал, что Максвелл не мог открыть им британские планы; кроме того, он предлагал реальную возможность воевать. Он сказал Жаботинскому: «Чтобы изгнать турок из Палестины, мы должны их разбить, а на каком фронте это делать – вопрос тактики. Любой фронт ведет к Сиону».

Горькие споры между Жаботинским, Трумпельдором и комитетом продолжались всю ночь. Трумпельдор получил большинство голосов. Жаботинский отказался участвовать в предприятии. Он вернулся в Европу, чтобы осуществить свою мечту в том виде, как он это понимал.

Теперь надо было убедить добровольцев. В лагере Мафруза Трумпельдор произнес речь: «Для нашего народа наступает новая и яркая эра, которая позволит нам осуществить видения наших пророков». И мы сделаем это руками своими, а не посторонними. История дает нам возможность, которая не была предоставлена нам почти во все века нашего изгнания ...Мы будет первыми, кто будет сражаться за освобождение нашей земли. За нами последуют тысячи других молодых евреев...».

К беженцам обратились полковник Джон Генри Паттерсон, отметивший, что солдат, несущий боеприпасы и провизию в траншеи, проявляет не меньшее мужество, чем человек, который стреляет из винтовки, и генерал-майор Александер Годли, который сказал: «Сегодня Англия заключила соглашение с еврейским народом».

К концу марта добровольцы начали подготовку. 1 апреля главный раввин Александрии Рафаэль Делла Пергола принял у них присягу в присутствии командования и толпы, которая не скрывала своего энтузиазма.

Подразделение получило наименование «Сионский корпус погонщиков мулов» – Zion Mule Corps, и получил официальный статус в составе EEF – Egyptian Expeditionary Force, Египетских экспедиционных сил. Командование принял Паттерсон. Трумпельдор стал его заместителем.


Шарж 1915 года. Солдат корпуса

Корпус, размещенный под Александрией, состоял из 737 человек, 20 лошадей и 750 мулов под командованием пяти офицеров-британцев и восьми евреев. Команды должны были отдаваться как на иврите, так и на английском. Паттерсон писал: «Никогда со времен Маккавеев не слышали ивритских команд в военном лагере». Форма была британской, но знаки отличия — со звездой Давида.


Перевод военных команд на иврит с английского


Подвеска солдата корпуса

17 апреля вместе с британскими, австралийскими, новозеландскими и французскими соединениями Zion Mule Corps отплыл из Александрии на полуостров Галлиполи. Очевидец вспоминал: «Тихо возникло пение – эхом над освещенной солнцем египетской гаванью, мачтами рыболовных судов, рубками океанских лайнеров, башнями британских военных кораблей. Это была песня скорби, достоинства и надежды, предназначенная стать гимном нации, которая возродится чуть более тридцати лет спустя – «Атиква».



Кампания была задумана Уинстоном Черчиллем, чтобы быстро покончить с войной, создав новый военный фронт, с которым турки не смогли бы справиться. И стала одной из величайших катастроф Первой мировой, унеся почти 133 000 жизней с обеих сторон. Zion Mule Corps внес огромную лепту мужеством и жизнями. Лишь небольшой процент добровольцев избежал смерти, ран, болезней. Трумпельдор был ранен в плечо, но отказался покинуть поле боя. Паттерсон позже писал: «Многие из сионистов, о которых я думал, что им несколько не хватает мужества, показали себя бесстрашными под шквальным огнем».


Генерал сэр Иан Гамильтон, командующий англо-французскими экспедиционными силами в Дарданеллах, заметил: «Под моим началом воевало чисто еврейское подразделение. Насколько я знаю, это произошло впервые за христианскую эру. Они проявили большое мужество, доставляя припасы к линии под сильным огнем и оказались неоценимыми для нас».


Три медали солдат Сионского корпуса 
Остатки корпуса вернулись в Александрию. Трумпельдор заменил тяжело заболевшего Паттерсона, сплотив вокруг себя эти остатки – всего 120 человек.

Через долгие скитания по Европе, безуспешные переговоры и сопротивление сионистов и правительств многих стран Жаботинский добился создания Еврейского легиона в составе британской армии. 120 уцелевших солдат Сионского корпуса стали основой легиона, из которого впоследствии родилась Армия обороны Израиля.

Но это уже совсем другая история.


 

Похожие статьи