|
Александр Шундрин
Александр Шундрин

Забыть Стависки?!

Забыть Стависки?!

В Париже умер Жан-Поль Бельмондо. Ему было 88 лет, в течение которых он сыграл более 200 ролей. В кино и на театральных подмостках. Согласитесь, совсем немало… Особенно если не забывать о том, что 40-50 лет назад снимали не на скорую руку, а на совесть — то есть долго, скрупулезно и достоверно. Но подлинно-талантливый и невероятно-энергичный Бельмондо успевал все. Сниматься в фильмах «новой волны» у Жана-Люка Годара, играть комедийных персонажей у Клода Зиди, быть брутальным мачо у Жоржа Лотнера и переживать совсем нешуточные чувства в драматических кинолентах, одной из которых стала картина «Стависки».

Остап Бендер с берегов Сены

Осмелимся предположить, что в этом фильме самого Алена Рене месье Бельмондо сыграл свою лучшую роль. Слава французского артиста в ту пору приближалась к наивысшей своей точке. И именно «Стависки» помог достичь ее в 1974 году.

У нас этот фильм, увы, известен мало: он не был приобретен в свое время для проката по вполне понятным причинам. Советская цензура не могла пропустить на экран картину, в которой буквально в первых же кадрах появляется Лев Давыдыч Троцкий, да еще с женой. Ну да, как говорится, бог с ними. Ибо главным героем фильма стал не главный оппонент Ленина, а главный — в 20-м-то веке уж совершенно определенно (ибо Соньку Золотую Ручку и Мишку Япончика знали лишь в России) — еврейский авантюрист. Впрочем, как и Троцкий, Серж Александр Ставиский тоже был родом из России. Из местечка Слободка под Киевом.

 Он родился в этой более чем провинциальной глубинке 135 лет тому назад, но уже с 12-ти жил в Париже, куда переехала его семья. На берегах Сены и сформировался характер «великого комбинатора» из Малороссии. Русский еврей из-под Киева прекрасно говорил по-французски, схватывал на лету, и, распознав внутри себя талант авантюриста, использовал его, как говорится, «по полной». Став известным всей Франции мошенником. Вернее сказать, не Франции, а сливкам французского общества, куда Саша Стависки (как его называли в этом социуме) мечтал пробиться с самого детства. И пробился!

Имея за плечами славу героя, замешанного во многих скандалах, связанных с драгоценностями, наркотиками и финансами, французский enfant terrible достиг, наконец, и политического олимпа. Однако высоко — отнюдь не означает уютно и безопасно. А вот больно упасть можно. И, став в 1933 году виновником грандиозных политических перемен во Франции, «французский Остап Бендер» оказался и героем убийственного политического скандала, в результате которого премьер-министром страны сделался запятнавший себя Мюнхенским соглашением с Гитлером господин Даладье. И… Саша покончил с собой. Не просто так, разумеется, а с надлежащим эффектом. В Альпах, в шале… Ну, не в тюрьму же было идти, правда?.. С его-то бэкграундом... с такой-то харизмой…

Симфония чувств маэстро Бельмондо      

Уже тогда без пяти минут патриарх мирового кинематографа Ален Рене предложил Бельмондо совсем непростую роль: психологически достоверный образ малороссийского махинатора требовал исключительной многогранности, пластичности и перевоплощения «по ходу пьесы», ибо, ко всему вышесказанному, герой Бельмондо был еще и… шизофреником. Это было, судя по всему, «благоприобретенное». Ну, а вы как хотели?.. Искусство требует жертв. Тем более то, которое избрал себе «солдат фортуны» родом «з Малороссии».  Не говоря уж о том, что надо было также и безупречно попасть в стилистику ар-деко, воссозданную режиссером Рене с удивительным вкусом и изяществом с помощью знаменитого Саши Верни — харизматичного оператора, женой которой стала знаменитая Дина Айбиндер, муза Аристида Майоля, собирательница старинных экипажей и уникальных кукол. Наконец, надо было продемонстрировать обаяние времени — одной из самых элегантных и изысканных эпох минувшего столетия. На фоне весьма серьезных и славных партнеров, таких, как Шарль Буайе и Франсуа Перье. И Бельмондо сумел! И трудно было представить другого на его месте. Аутентичный и достоверный, он сумел при всем ином сохранить еще и обаяние своего героя с озорными глазами и искрометной жестикуляцией. Более того. Обнаженный нерв игры Бельмондо в картине становился очевидным синонимом саспенса, что отчетливо и страшно сигнализировал о приближении грядущей военной катастрофы.  

…Разумеется, герой картины Алена Рене, которого на западный манер называли просто Стависки, был самой настоящей «уходящей натурой» — сегодня таких уже нет, им на смену пришли киберпреступники и Co.

И маэстро Бельмондо тоже был «последним из могикан» и даже «le Magnifique»… Однако все эти «ники» уступают «главному» прозвищу блистательного Мастера, которым наделила его впечатлительная и чувственная французская публика. Его называли Бебель. Что означает «прекрасное дитя». И так назвать можно, пожалуй, лишь своего самого любимого героя. Он был любимцем миллионов — мужественный, обожавший бокс, артист со сломанным носом. Словом — Прекрасное дитя!    

Похожие статьи