|
Александр Шундрин
Александр Шундрин

«Ефим Закадрович» или «Его Величество голос». 110 лет назад родился Ефим Копелян

«Ефим Закадрович» или «Его Величество голос». 110 лет назад родился Ефим Копелян
Ефим Копелян

Голос...тот самый...из такого далекого теперь уже...у кого-то детства, у кого-то юности — из далекого, словом,  времени. Это время чаще всего зовут «застоем»… Да и справедливо, надо сказать… Но вот сцена!.. О, сцена сияла в ту пору талантами. И на подмостках знаменитого ленинградского тогда еще БДТ блистали Евгений Лебедев и Валентина Ковель, Наталья Тенякова и Сергей Юрский, Владислав Стржельчик и Татьяна Доронина… И — Ефим Захарович Копелян! Ну, конечно, вы же помните... 

Был он на самом деле Залмановичем (как и известный писатель и диссидент Лев Копелев), но таковое отчество в стране не только «застоя», но и вовсю господствовавшей тогда «пятой графы» в паспорте, было никак не желательно — и стал молодой выпускник студии при БДТ Захаровичем. Хотя внешностью своей — да и фамилией! —  был Ефим Захарович (Залманович) ни дать ни взять, что твой армянин! Ну да ладно — поменял, так поменял. Главное, что, с приходом в  ДТ на пост главрежа великого Георгия Товстоногова, стал еще и звездой. Не в последнюю очередь и благодаря уникальному голосу, который был, кажется, самым узнаваемым в стране. Не так ли?.. 

Русский Габен или Амплуа играть все  

    На самом деле родовая фамилия будущей знаменитости была Каплан, и с ней вряд ли молодому провинциалу, приехавшему в город на Неве из Гомеля, в страшные 30-е улыбнулась бы удача. Но, по счастью, фамилия Каплан уже давно превратилась в Копелян  — и это было весьма кстати для абитуриента, мечтавшего стать, между прочим, никак не легкомысленным артистом (ну какие там артисты — дед был солидным лесопромышленником!), а вполне себе серьезным архитектором. Мечтать, как известно, никому не вредно, но вот архитектором юноша так и не стал. Однако, никак не потому, что разлюбил архитектуру, а потому что полюбил сцену. Причем, не какую-нибудь, а довольно себе старинную и очень престижную. Это была подмостки некогда Суворинского театра, который при советской власти, в силу полного исчезновения всякого рода «сувориных» и им подобных, стал зваться Большой драматический театр или сокращенно БДТ.  На подмостки театра на берегу Фонтанки Ефим Копелян выходил в поисках жалованья — северная столица — не заштатный Гомель,  надо было на что-то жить. И вот тут-то молодой человек и понял окончательно, что его госпожа — не муза архитектуры, а муза трагедии, та самая Мельпомена. И остался на сцене навсегда.  И хотя путь был не таким уж долгим — чуть более 40 лет — Копелян успел сыграть невероятно много. А если считать еще и дубляж — около 300 ролей! 

Pyat_vecherov.jpg

Е. Копелян и З. Шарко в спекаткле «Пять вечеров» 

     Мельпомена, действительно, нашла своего героя - бывает же так! Ну или герой нашел свое счастье  — и такое бывает! Невероятно фактурный, необычный и неожиданный, он уже в 30-е и 40-е запомнился ролями циничного Яши в «Вишневом саде» и Эдмунда в «Короле Лире». «Ничего себе палитра!» — сказал сам себе взыскательный невский критик. А это было просто безразмерное амплуа. Надо сказать, что встречается такое и впрямь очень редко. Ефим Копелян мог играть все. И хотя главных ролей у него было немного, но сыгранные артистом были при этом никак не второстепенными, а того самого «второго плана», и каждая запоминалась зрителю. Ну а вот такой вот общий «образ»… Его прозвали «русским Габеном» — но не только за непроницаемость взгляда, глухой тембр  голоса и весьма редкую улыбчивость, но и за редкую харизму добродушно-благородного героя, свойственную и  выдающемуся французскому артисту, которого в СССР, кстати говоря, как и Копеляна, очень любили. И —  за блистательное, уникальное мастерство. 

 Бурнаш или ...ну просто атаман Бурнаш  

       После роли атамана Бурнаша в сериале Эдмонда Кеосаяна про «неуловимых» — малолетних бандитов-красноармейцев — Ефим Копелян стал известен всей стране. «Гриня, ку-ку» — реплику белого (хотя, скорее всего, какого-то махновско-семеновского толка) атамана не повторял разве что младенец, ибо даже и в детской песочнице играли в «неуловимых». Кто он был, этот Бурнаш — молдаванин, гуцул, хохол?.. Да какая разница, если перед нами был самый настоящий атаман — натуральный на все сто. Что в украинской степи, что в многоликой Одессе, что в Париже эпохи ар-деко. 

hqdefault.jpg

Е. Копелян в роли атамана Бурнаша в фильме «Новые приключения неуловимых» 

«Гриня, ку-ку» —  и нечеловеческие бешеные глаза, что угрожающим образом буквально выпрыгивали из орбит навстречу своему визави. Да что там глаза! Он сам буквально выпрыгивал из собственной шкуры, живописуя полковнику Кудасову забавы «мстителей» —  помните? Ну нельзя же забыть! И не влюбиться в этот триумф отрицательного обаяния тоже было нельзя.  

 Два слова о любви или Не только Бурнаш     

       А он любил двоих. Одну из первых красавиц довоенной поры актрису Татьяну Певцову (дочь легендарного Иллариона Певцова, что абсолютно бесподобно играл —  не только на рояле, но и...спиной белогвардейского полковника Бороздина — «Лунную сонату» в блистательном «Чапаеве» братьях Васильевых) и Людмилу Макарову. А его любил Георгий Товстоногов. «Он меня сделал» — сказал как-то Копелян про гениального мастера. 

unnamed.jpg

Е. Копелян и Л. Макарова 

       Роль шла за ролью. Появились и главные. «В том числе и за столом, это был еще и первоклассный тамада», —  вспоминает народный артист России и ветеран труппы Театра Ермоловой Алексей Шейнин, который пересмотрел все спектакли с участием Копеляна. —  «Его Репетилов запоминался навсегда, потому что перед нами был не традиционный кривляка, а настоящий образ. И рядом — его Илларион в культовой товстоноговской инсценировке Нодара Думбадзе. Копелян был мои кумиром. Библейское “не сотвори себе кумира” в театре не работает. Тут кумир должен быть. Кумир Копелян был несуетлив и степенен...». «Это был артист, лишенный в жизни всяческого пафоса — абсолютная редкость в этом мире. Невероятно обаятельный!» - говорит старейшина отечественной эстрады, народный артист России Александр Левенбук. 

Мгновенья раздают...бессмертие или Так говорил Копелян  

     Ефим Копелян так усердно убегал от первого инфаркта, стараясь навсегда о нем забыть, что так и не убежал от второго. Проводя жизнь в купе «Красной стрелы», и, разрываясь между съемочными павильонами, он снялся в 15-и фильмах за 3 года. Да, сегодня это норма, но это когда всего лишь имитируют искусство, а он своим искусством заставлял поверить в саму жизнь. Цельный и целостный и в жизни и на сцене, что отмечали и его коллеги, Копелян просто не знал, что такое халтура, а потому ему было...проще. Лицо Копеляна с годами становилось все интереснее, мимика делалась все более выразительной, а созданные образы носили отпечаток неповторимости. 

61168-680x512.jpg

Е . Копелян в фильме «Соломенная шляпка»

Таким был Вершинин в постановке «Трех сестер» — торжество обаятельного благородства, и органически-эксцентричный Болертюи в «Соломенной шляпке», и, конечно же, Голос за кадром в «Семнадцати мгновениях весны» — шедевре Татьяны Лиозновой. Благодаря этой «закадровой» роли в полюбившемся генсеку КПСС Леониду Брежневу фильме, Ефим Копелян получил звание народного артиста СССР. А от народа шутливое прозвище — «Ефим Закадрович». 

...На дворе был застой, но, невзирая на него, Ефим Копелян, как и Штирлиц (о котором он рассказывал в знаменитом сериале), ехал работать... каждый день, с утра до позднего вечера, стараясь обязательно все успеть… Словно знал, как немного осталось... до бессмертия.

Похожие статьи