Голос...тот самый...из такого далекого теперь уже...у кого-то детства, у кого-то юности — из далекого, словом, времени. Это время чаще всего зовут «застоем»… Да и справедливо, надо сказать… Но вот сцена!.. О, сцена сияла в ту пору талантами. И на подмостках знаменитого ленинградского тогда еще БДТ блистали Евгений Лебедев и Валентина Ковель, Наталья Тенякова и Сергей Юрский, Владислав Стржельчик и Татьяна Доронина… И — Ефим Захарович Копелян! Ну, конечно, вы же помните...
Был он на самом деле Залмановичем (как и известный писатель и диссидент Лев Копелев), но таковое отчество в стране не только «застоя», но и вовсю господствовавшей тогда «пятой графы» в паспорте, было никак не желательно — и стал молодой выпускник студии при БДТ Захаровичем. Хотя внешностью своей — да и фамилией! — был Ефим Захарович (Залманович) ни дать ни взять, что твой армянин! Ну да ладно — поменял, так поменял. Главное, что, с приходом в ДТ на пост главрежа великого Георгия Товстоногова, стал еще и звездой. Не в последнюю очередь и благодаря уникальному голосу, который был, кажется, самым узнаваемым в стране. Не так ли?..
Русский Габен или Амплуа играть все
На самом деле родовая фамилия будущей знаменитости была Каплан, и с ней вряд ли молодому провинциалу, приехавшему в город на Неве из Гомеля, в страшные 30-е улыбнулась бы удача. Но, по счастью, фамилия Каплан уже давно превратилась в Копелян — и это было весьма кстати для абитуриента, мечтавшего стать, между прочим, никак не легкомысленным артистом (ну какие там артисты — дед был солидным лесопромышленником!), а вполне себе серьезным архитектором. Мечтать, как известно, никому не вредно, но вот архитектором юноша так и не стал. Однако, никак не потому, что разлюбил архитектуру, а потому что полюбил сцену. Причем, не какую-нибудь, а довольно себе старинную и очень престижную. Это была подмостки некогда Суворинского театра, который при советской власти, в силу полного исчезновения всякого рода «сувориных» и им подобных, стал зваться Большой драматический театр или сокращенно БДТ. На подмостки театра на берегу Фонтанки Ефим Копелян выходил в поисках жалованья — северная столица — не заштатный Гомель, надо было на что-то жить. И вот тут-то молодой человек и понял окончательно, что его госпожа — не муза архитектуры, а муза трагедии, та самая Мельпомена. И остался на сцене навсегда. И хотя путь был не таким уж долгим — чуть более 40 лет — Копелян успел сыграть невероятно много. А если считать еще и дубляж — около 300 ролей!
Е. Копелян и З. Шарко в спекаткле «Пять вечеров»
Мельпомена, действительно, нашла своего героя - бывает же так! Ну или герой нашел свое счастье — и такое бывает! Невероятно фактурный, необычный и неожиданный, он уже в 30-е и 40-е запомнился ролями циничного Яши в «Вишневом саде» и Эдмунда в «Короле Лире». «Ничего себе палитра!» — сказал сам себе взыскательный невский критик. А это было просто безразмерное амплуа. Надо сказать, что встречается такое и впрямь очень редко. Ефим Копелян мог играть все. И хотя главных ролей у него было немного, но сыгранные артистом были при этом никак не второстепенными, а того самого «второго плана», и каждая запоминалась зрителю. Ну а вот такой вот общий «образ»… Его прозвали «русским Габеном» — но не только за непроницаемость взгляда, глухой тембр голоса и весьма редкую улыбчивость, но и за редкую харизму добродушно-благородного героя, свойственную и выдающемуся французскому артисту, которого в СССР, кстати говоря, как и Копеляна, очень любили. И — за блистательное, уникальное мастерство.
Бурнаш или ...ну просто атаман Бурнаш
После роли атамана Бурнаша в сериале Эдмонда Кеосаяна про «неуловимых» — малолетних бандитов-красноармейцев — Ефим Копелян стал известен всей стране. «Гриня, ку-ку» — реплику белого (хотя, скорее всего, какого-то махновско-семеновского толка) атамана не повторял разве что младенец, ибо даже и в детской песочнице играли в «неуловимых». Кто он был, этот Бурнаш — молдаванин, гуцул, хохол?.. Да какая разница, если перед нами был самый настоящий атаман — натуральный на все сто. Что в украинской степи, что в многоликой Одессе, что в Париже эпохи ар-деко.
Е. Копелян в роли атамана Бурнаша в фильме «Новые приключения неуловимых»
«Гриня, ку-ку» — и нечеловеческие бешеные глаза, что угрожающим образом буквально выпрыгивали из орбит навстречу своему визави. Да что там глаза! Он сам буквально выпрыгивал из собственной шкуры, живописуя полковнику Кудасову забавы «мстителей» — помните? Ну нельзя же забыть! И не влюбиться в этот триумф отрицательного обаяния тоже было нельзя.
Два слова о любви или Не только Бурнаш
А он любил двоих. Одну из первых красавиц довоенной поры актрису Татьяну Певцову (дочь легендарного Иллариона Певцова, что абсолютно бесподобно играл — не только на рояле, но и...спиной белогвардейского полковника Бороздина — «Лунную сонату» в блистательном «Чапаеве» братьях Васильевых) и Людмилу Макарову. А его любил Георгий Товстоногов. «Он меня сделал» — сказал как-то Копелян про гениального мастера.
Е. Копелян и Л. Макарова
Роль шла за ролью. Появились и главные. «В том числе и за столом, это был еще и первоклассный тамада», — вспоминает народный артист России и ветеран труппы Театра Ермоловой Алексей Шейнин, который пересмотрел все спектакли с участием Копеляна. — «Его Репетилов запоминался навсегда, потому что перед нами был не традиционный кривляка, а настоящий образ. И рядом — его Илларион в культовой товстоноговской инсценировке Нодара Думбадзе. Копелян был мои кумиром. Библейское “не сотвори себе кумира” в театре не работает. Тут кумир должен быть. Кумир Копелян был несуетлив и степенен...». «Это был артист, лишенный в жизни всяческого пафоса — абсолютная редкость в этом мире. Невероятно обаятельный!» - говорит старейшина отечественной эстрады, народный артист России Александр Левенбук.
Мгновенья раздают...бессмертие или Так говорил Копелян
Ефим Копелян так усердно убегал от первого инфаркта, стараясь навсегда о нем забыть, что так и не убежал от второго. Проводя жизнь в купе «Красной стрелы», и, разрываясь между съемочными павильонами, он снялся в 15-и фильмах за 3 года. Да, сегодня это норма, но это когда всего лишь имитируют искусство, а он своим искусством заставлял поверить в саму жизнь. Цельный и целостный и в жизни и на сцене, что отмечали и его коллеги, Копелян просто не знал, что такое халтура, а потому ему было...проще. Лицо Копеляна с годами становилось все интереснее, мимика делалась все более выразительной, а созданные образы носили отпечаток неповторимости.
Е . Копелян в фильме «Соломенная шляпка»
Таким был Вершинин в постановке «Трех сестер» — торжество обаятельного благородства, и органически-эксцентричный Болертюи в «Соломенной шляпке», и, конечно же, Голос за кадром в «Семнадцати мгновениях весны» — шедевре Татьяны Лиозновой. Благодаря этой «закадровой» роли в полюбившемся генсеку КПСС Леониду Брежневу фильме, Ефим Копелян получил звание народного артиста СССР. А от народа шутливое прозвище — «Ефим Закадрович».
...На дворе был застой, но, невзирая на него, Ефим Копелян, как и Штирлиц (о котором он рассказывал в знаменитом сериале), ехал работать... каждый день, с утра до позднего вечера, стараясь обязательно все успеть… Словно знал, как немного осталось... до бессмертия.