|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

Листая старые подшивки: из истории горско-еврейского театра Дербента

Листая старые подшивки: из истории горско-еврейского театра Дербента
Юно Ягудаев

27 марта отмечается Всемирный день театра, установленный в 1961 году на IX конгрессе Международного института театра. Традиционно он проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

О горско-еврейском театре Дербента много писалось. Но недавно мне попалась интересная статья, опубликованная в дербентской газете «Знамя коммунизма» в далеком 1956 году. В ней приводится много интересных фактов, рассказанных корреспондентом Р. Казаченко. Ниже приводится текст статьи.

                          Колхозные артисты

Улицу Буйнакского никто не назовет многолюдной (хотя она находится недалеко от центра), особенно в короткие зимние дни. Но все же давай с тобой, читатель, побываем в один из вечеров в центральной ее части. Вот длинное одноэтажное здание. Ставни во всех окнах закрыты, но ясно и отчетливо оттуда доносятся то голоса поющих, то звуки тара. Это клуб колхоза имени Кагановича. Заглянем туда!

Просторный зал. Впереди, там, где сцена, собрались колхозные артисты. Идет репетиция. Слышатся замечания художественного руководителя Юно Юшваевича. Опера  «Ашуг Гариб» ими была уже поставлена трижды, но кружковцы в свободное от работы время собираются, чтобы отшлифовать отдельные сценки. Впервые в художественной самодеятельности Дербента на колхозной сцене была показана опера. Успех, который выпал на ее долю, не вскружил голову исполнителям. «Наоборот, — говорит Нисанов Нисан, сыгравший ашуга Гариба, — хочется добиться большего, лучшего». Пока идет репетиция, мы несколько отвлечемся и расскажем, как создавалась в колхозе  самодеятельность. Ведь по существу ей нет и года, а порой не верится, что это только самодеятельные артисты.

Труженики сельхозартели имени Кагановича пользуются неплохой славой. У них хорошие показатели по животноводству и другим отраслям. Здесь немало передовиков, есть и Герои Социалистического Труда. Но в семье, как говорится, не без урода. Вот и здесь летом минувшего года в разгар работ выявились, правда единицы, лодыри и прогульщики. Тут и зародилась мысль создать художественную самодеятельность.

Однажды, после работы, когда все собрались на полевом стане отдохнуть, член артели Юно Юшваевич Ягудаев предложил организовать маленький концерт. О Гюльбоор Давыдовой — Герое Социалистического труда местный поэт Сергей Изгияев и преподаватель музыки педучилища т.Ашуров написали песню, которую хорошо знают ее друзья по труду. Колхозница Пейсахова обладает хорошим голосом. Она вызвалась исполнить эту песню. А про тех, кто увиливал от работы в этот день, сочинили, правда, может быть не совсем совершенные, сатирические частушки. Так составилась небольшая программа. Колхозники остались очень довольны. Исполнителей хвалили и просили повторить.

— И можете себе представить, — говорит Юно Юшваевич, — как на следующий день спорилась работа: вчерашние лодыри не уступали передовикам. Это и положило начало художественной самодеятельности в колхозе.

В страдную пору времени народа на репетиции было мало, но артисты выгадывали в перерыв несколько минут, чтобы подготовить два-три номера к вечернему концерту. В первые дни, конечно, и в голову никому не приходило, что можно будет поставить оперу на сцене своего клуба.

Когда закончился сельскохозяйственный год и успехи были налицо, кто-то шутя заметил, что «колхозные артисты помогли». Да! Помогли! Помогли бороться с лодырями, прогульщиками, помогли подтянуть отстающих.   

Не остались без внимания артисты со стороны правления и партийной организации. Парторг т.Разилов не раз бывал на репетициях, интересовался всеми нуждами. А когда узнал, что коллектив самодеятельности не имеет костюмов и декораций, поставил об этом вопрос на правлении колхоза. Было выделено около 10 тысяч рублей. Сразу появились костюмы, декорации. С каждым днем все новые и новые любители стали вовлекаться в работу. Рос коллектив самодеятельности, повышалось мастерство его участников, росли и требования к ним со стороны колхозников.

Уже была поставлена комедия  «Мешади Ибад». И вот художественный руководитель Юно Юшваевич, бывший артист Татского театра, решил поставить на колхозной сцене оперу «Ашуг Гариб». Началась кропотливая работа. Нередко на репетиции приходили прямо с поля или с фермы, даже не переодевшись. Но зато труд был вознагражден сполна. Через полтора месяца состоялся спектакль. В клуб пришли все колхозники с семьями. Зал был переполнен. Многим пришлось стоять в дверях, в проходе между рядами. Спектакль прошел хорошо.

С тех пор работа художественной самодеятельности закипела.

…Вернемся же к репетиции, которая уже подходит к концу, и поговорим с Юно Юшваевичем и участниками самодеятельности о дальнейших их планах.   

— Сегодня, — говорит художественный руководитель, — мы заканчиваем последние работы над «Ашуг Гарибом». С завтрашнего дня начнем разучивать пьесу Токаева «Женихи» о людях колхозной жизни. Нашему коллективу эта вещь очень нравится. Думаем, что через месяц, а может быть и раньше, мы поставим ее на своей сцене.

Весть о художественной самодеятельности колхозников артели имени Кагановича облетела и другие городские колхозы. По их примеру начала организовываться самодеятельность в колхозе имени Ленина.

— В декабре, — рассказывает С.Сосунов, — мы дали концерт в клубе колхоза имени Ленина, куда ходили вместе со своими декорациями и костюмами. Вечере прошел очень интересно. Мы решили помочь своим друзьям.  

Много планов у колхозных артистов. Они настоящие помощники правлению и партийной организации в борьбе за решение важнейших задач по подъему колхозного производства.               

                                                                                                        Р. Казаченко

 

Похожие статьи