|
Стелла Давыдова
Стелла Давыдова

Война в жизни моей бакинской бабушки

Война в жизни моей бакинской бабушки

Враг очень рвался в Баку, фашисты во что бы то ни стало стремились захватить нефтяную  столицу Советского Союза. Но город не бомбили, боясь разрушить промышленные объекты, только пугали население своими стремительными налетами. В Баку даже создали в !942 году Армию противовоздушной обороны, и в том же 1942 году враг захватил часть Северного Кавказа и был на подступах к Грозному, и естественно, грезил о Баку. Самолеты Люфтваффе все чаще летали над Баку, пугая население.

Надежным оплотом своих мужей  были их жены в тылу. Вот и моя бабушка Анна (Авшаг) Исаковна Бирарова- Шартилова была такой женой. Когда началась война, моего дедушку мобилизовали в первые же дни, и она молодая 19- летняя женщина осталась в большом городе одна с двухлетней дочерью на руках. Её родные: мама, сестры, братья жили в Дербенте, а в Баку жили родные ее мужа, очень хорошие близкие ей люди. Все они были дружны между собой и очень любили мою бабушку, и до последних своих дней приходили к ней за советом и помощью. Но война… бабушке нужна была работа, и ей предложили работу в небольшом хлебном ларьке, зная ее как честного и грамотного человека - в своем родном Дербенте она закончила курсы счетоводов.

Работа была очень ответственная, по всей стране была введена карточная система, велся тщательный учет. Благо хлебный ларек находился в двух шагах от ее дома, она могла оставить спящего ребенка дома и бегом бежала к 5 утра получить хлеб. Конечно, хлеб в войну не был такой как сейчас - знаменитый круглый ароматный бакинский хлеб. Хлеб был двух видов: серый и черный. В муку добавлялись много примесей, хлеб был твердый, жесткий, но люди были рады и этому. Вся качественная мука шла на фронт. Трудное было время очень. Бабушка получала хлеб, и сразу же бежала домой, будила ребенка, кормила и брала с собой, брала еду и игрушки - так дочка с ней была все время изо дня в день. В войну все детишки лишились счастливого детства.

Так вот бабушка была очень мягким и добрым человеком, всех жалела,понимая как тяжко людям, но учет карточкам вела строгий. К ней часто приходила многодетная мать: муж у нее был на фронте. У нее было шестеро детей, причем один из них родился после того как мужа мобилизовали, и еще вечно болеющая старая свекровь. Эта женщина Шафига-ханум была из села и вышла замуж за бакинца пятнадцать лет назад, и жизнь в городе ей очень нравилась. Но справится без мужа с такой большой семьей ей было трудно. Она всегда приходила днем, садилась на маленькую скамеечку, которую ей давала бабушка, отпустив свою дочь поиграть с детьми Шафиги недалеко от ларька,чтобы держать в поле зрения. Бабушка через открытое окошко разговаривала с женщиной. Для Шафиги-ханум эта недолгая беседа была отдушиной в ее трудной жизни,полной забот.

В один из дней Шафига не пришла, и даже не отправила свою старшую дочь за хлебом. Это было что-то невероятное. И бабушка совершила должностное преступление, она не вернула назад учетчику эти две буханки серого хлеба, которые полагались в день семье Шафиги. Бабушка решила сама отнести их Шафиге домой и забрать карточки. Моя сердобольная бабушка после работы, закрыв ларек, положив хлеб Шафиги в сумку, и взяв за руки свою дочь, пошла к ней домой. Бабушка приблизительно знала, где живет Шафига, та много рассказывала про отзывчивых соседей, про родню и многое другое - обычные женские разговоры. Бабушка нашла двор Шафиги, как говорится - язык до Киева доведет. Жила Шафига в полуподвальном помещении. Бабушка усердно стучала, но никто не отозвался. Вышла только соседка на шум.

-Кого ищешь,ханум,- обратилась она к бабушке.

-Соседку вашу Шафигу.

-А их нет, они на рассвете уехали в село к ее родне. Всех забрала, и старуху тоже. Брат ее был в Баку с оказией и забрал ее - видит как сестра мучается с этой оравой. Хороший брат.

Бабушка поблагодарила говорливую соседку, и подхватив ребенка на руки, быстро ушла, близился комендантский час. Хлеб так и остался у бабушки. Она долго думала, как поступить: вернуть назад она уже не могла, хлебных карточек на этот хлеб у нее не было. Она растерялась и решила раздать людям и себе оставить. Другого варианта она не видела. Один хлеб она поделила на две части и отдала своим соседкам, у них тоже мужья были на фронте, и у каждой было по четверо детей. Второй хлеб она тоже поделила: одну часть оставила себе, а вторую отнесла в дом к деверю.

- Откуда у тебя хлеб, Аня? Он , что, неучтенный?- спросила у нее сосношница, женщина умная и образованная. Бабушка ей все рассказала.

- Боже мой,- жещина всплеснула руками,- что ты наделала, зачем ты поделилась со своей соседкой? Ты же знаешь, что она сплетница и кляузница, а вдруг пойдет на тебя нажалуется в органы,она же по малейшему поводу к участковому бегала. Ты забыла? И время такое сейчас- война.

- Не переживай,- бабушка пыталась успокоить жену своего деверя,- не преживай, Раечка. Я ведь дала хлеб ради ее детей. Она понимает, что я ее жалею, что ей трудно с четырьмя детьми. Не думаю, что она пойдет на меня жаловаться.

Через несколько дней к бабушке на работу пришли проверяющие с ее торговой организации, а потом уже пришли и из органов, опечатали ларек, и выдали ей повестку на допрос.

Испуганная бабушка пришла сразу в дом к деверю- он тоже был на фронте. Она все рассказала жене деверя.

- Не иначе как твоя соседка кляузу написала, иначе зачем тебя в милицию вызывать? И проверка внеплановая. Сейчас действуют законы военного времени тебя за две буханки и в тюрьму могут упечь.

- Я же не украла,- взволнованная бабушка плакала,- а наоборот Шафиге домой отнесла, детей ее пожалела. Соседка видела как я у нее дома была, у дверей стояла. А ведь ты права, две буханки хлеба – это серьезная недостача. Но я же не себе, Рая, соседям дала тоже. Ой, что же делать?. Пойду завтра на допрос, а меня в кутузку. И ребенок один останется,- у бабушки ручьем текли слезы.

- Не плачь, оставь Ниночку у нас и иди. Домой не заходи.

- Куда, Рая? Куда идти? Бежать,что ли?- испуганным дрожащим голосом произнесла бабушка.

- С ума  сошла? Зачем бежать? Иди к Гришиному другу, такой чернявый с усами, азербайджанец, он еще дружком был на свадьбе у вас. Такой веселый парень. Через две улицы от нас живет. Он сейчас то ли в Насиминском райкоме партии работает, то ли в Баксовете. Расскажи все. Он не на фронте, у него бронь,хоть он и рвется, но его не отпускают. Я его жену на базаре встретила недавно. Он парень хороший и друг близкий твоему мужу, поможет,- рассудительна Рая знала, что посоветовать.

Бабушка так и сделала. Допоздна она сидела в гостях у друга своего мужа, ждала его, чаевничала с его женой. Он очень удивился визиту Ани, внимательно ее выслушал.

- Я все разузнаю, но ты завтра никуда не пойдешь. Дело нешуточное по нашим временам. Сейчас и анонимки рассматривают. Я постараюсь все уладить. У тебя первый раз такое, ты- жена фронтовика, у тебя маленький ребенок. Я решу этот вопрос. А сейчас зайди домой потихоньку, собери свои и дочери вещи-один чемодан, поняла? И иди ночевать к деверю. Утром в 6 утра я жду тебя на железнодорожном вокзале, я тебя отправлю в Дербент, поедешь к своей матери. Грише на фронт ничего не пиши об этом. Скажи, что на время приехала к своей матери. Всем вместе легче пережить это трудное время. Иногда добро, которое сделал, бывает направлено против нас. А зло, сделанное человеком, зачастую переживает его самого.

Так бабушка и сделала. И дедушкин друг сдержал обещание, посадил их в поезд и отправил в Дербент. Тогда из Баку на север ехали только военные эшелоны,долго ехали, и для маленькой Нины это было невероятное приключение, путешествие в неизвестный мир.

И война закончилась, и дедушка приехал с фронта к теще и забрал свою жену и дочь в свой любимый Баку. И встречались они со своими друзьями, гуляли и пили. И даже сажали музыкантов: гармониста, кларнетиста и барабанщика в служебный ЗИС того самого дедушкиного друга и разъезжали по городу под живую музыку, и пели и пили. Манящая эйфория Победы долго не оставляла этих молодых мужчин. Им - Победителям прощали всё. Южный приморский город еще долго отмечал Великую Победу.

Потом уже дедушкин друг все рассказал. Анонимку, в самом деле, написала та самая соседка, которой бабушка дала хлеб, она просто была злым человеком, не ценящим добро и не любящим людей. Времена меняются, а люди- нет,- эта соседка как была злым и завистливым человеком , так и осталось такой до самой смерти.

Дедушкин друг побывал в той самой торговой организации, в которой бабушка работала, дело замяли, анонимку не стали рассматривать, участковый выяснил,что анонимку написала соседка. Две буханки хлеба, в самом деле были неучтены, карточек на них не было и возврата хлеба тоже. И дедушкин друг возместил стоимость. В общем никакого уголовного дела не стали возбуждать. А бабушка, живя в Дербенте, вздрагивала от каждого стука, боялась,что за ней придут из органов.

Предательство людей ,которым бабушка помогла чем могла, обида на них, казалось бы должны были изменить ее отношение к людям, но этого не случилось: бабушка Аня по-прежнему оставалась добрым и отзывчивым человеком, двери ее дома всегда были открыты для всех.

Бабушка считала,что Добро всегда победит Зло.

Похожие статьи