Горско-еврейские женщины – они считают, что не делали и не делают ничего особенного.
Они занимаются домашним хозяйством, воспитывают достойных детей, хранят верность мужьям и ждут их долгие годы с войны – всё это и еще многое другое кажется им обычным, естественным, как воздух и солнце. Это всё заложено у них в генах. А если бы они такими не были, кто знает, как сложилась бы судьба многих мужчин.
Наверно, можно рассказывать о каждой горско-еврейской женщине. В их судьбах есть много схожего, но все-таки у каждого человека – своя жизнь, своя судьба... Журналисты, публицисты, писатели много рассказывали и продолжают рассказывать о судьбе Хизгилова Мугдоши, попавшего в трудные военные годы в плен, сумевшего вырваться из него и воевать с врагом вместе с партизанами. А я сегодня хочу рассказать о его жене – Сипро Хизгиловой.
Сипро родилась в семье Пинхаса и Михал Агаруновых в 1920 году в Дербенте. Пинхас – представитель рода Агаруновых, его предки жили в Кубе, но в поисках лучшей доли переехали в Дербент, приобрели виноградники и стали жить в Дербенте. Михал – дочь известного человека в Дербенте, представителя рода Ханукаевых – Хануко Ханукаева, у которого было восемь дочерей и единственный сын.Семья жила на улице III Интернационала, их дом находился прямо напротив хлебозавода.
В 1938 году Сипро Агарунова вышла замуж за Мугдоши Хизгилова, работавшего в тот момент секретарем областной газеты «Гъирмизине гIэлем» («Красная звезда»). В 1939 году у них родился первенец Владимир.
В мае 1939-го супруга Сипро назначили ответственным редактором той же газеты. Затем семья Хизгилова переехала жить в Краснодар. В 1940 году во время финской кампании М. Хизгилова призвали в ряды Красной армии. Мугдоши Яхьяевичу удалось убедить свое руководство отправить семью в родной город, где проживали все родственники. А в январе 1941 года он был направлен на окружные партийные курсы в Ростове-на-Дону.
Домой Мугдоши Яхьяевич уже не вернулся, он сразу стал воевать с фашистами. Долгие три года от него не было никаких вестей. Местные мужчины заглядывались на молодую красивую женщину, предлагали ей выйти замуж, говорили, что муж не вернется. Но не так были воспитаны наши женщины. Сипро хранила верность мужу и верила, что он обязательно вернется.
В 1944 году Мугдоши удалось переправить на большую землю весточку о себе. В единственном письме, написанном 4 апреля, говорилось, что он жив, беспокоится за свою семью, чтобы жена ждала его. А жена, конечно же, ждала, верила, что муж жив. В 1946 году судьба преподнесла Сипро долгожданный подарок – муж вернулся.
Но радость омрачали постоянные проверки, которые устраивали органы. У Мугдоши Яхьяевича был непростой характер. Он был мужественным человеком, с твердым характером, закаленным в борьбе с внешними и внутренними врагами. Но жене удавалось создавать в семье дружественную обстановку, уют. После войны родилось еще пятеро детей.
Пришлось семье Хизгиловых пережить и потери. В 1944 году от детской болезни скончался первенец Владимир. В 1968 году семья Хизгиловых потеряла 17-летнего Бориса, он скончался от менингита. А в 1989-м ушел из жизни Мугдоши Яхьяевич. В Израиле в 2006 году на 58-м году жизни скончалась дочь Таня (Тейло) Хизгилова. Эта утрата не только для семьи Хизгиловых, но и для всей общины. Она была ученым, исследователем, искусствоведом и просто прекрасным человеком. А для матери это стало еще одной невосполнимой потерей.
Сипро Пинхасовна, несмотря на все трудности жизни, оставалась очень добрым человеком. Она помогала соседям в трудные военные годы, делилась едой и всем, чем могла. После войны всегда радушно принимала гостей, угощала всех соседей. В доме за накрытыми столами, накрытыми белыми накрахмаленными скатертями, любили собираться как члены семьи, так и друзья.
В 1995 году, когда Хизгиловы уезжали в Израиль, все соседи плакали, провожая Сипро Пинхасовну. А жили Хизгиловы много лет, с 1939 года и до отъезда в Израиль, в доме в переулке Свободы, 13 (в настоящее время переулок им. Бестужева-Марлинского). В том самом доме, который построил дед Сипро Пинхасовны – Хануко Ханукаев и в котором, по преданию, в 1913 году гостил император Николай II.
Сипро Пинхасовна в настоящее время живет в Иерусалиме с семьей дочери, она окружена вниманием и заботой родных. Ее часто навещают дети, внуки. Сипро не любит ворошить прошлое – то ли не хочет заново всё переживать, то ли просто стала подзабывать. Ведь сколько лет прошло… В любом случае хочется пожелать ей здоровья! И жить до ста двадцати лет!