|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

Костюм бухарских и горских евреев – сходство и различие

Костюм бухарских и горских евреев – сходство и различие

Национальный костюм – очень важная составляющая культуры любого народа, позволяющая узнать его традиции, обычаи.

Бухарские и горские евреи относятся к одному этносу. Но, на мой взгляд, нашим общинам нужно лучше узнавать друг друга. Сегодня я попытаюсь сравнить, в чем схожи и чем отличаются костюмы горских и бухарских евреев.

Особенности костюма бухарских евреев детально изучила Татьяна Емельяненко. Ее книга «Костюм бухарских евреев» и послужила мне основой для сравнения.

Главные составляющие костюма как мужчин, так и женщин у бухарских и горских евреев – головной убор, халат свободного покроя и пояс. Но, несмотря на одинаковые компоненты, костюмы различны.

Что же позволяет по костюму безошибочно отличить бухарского еврея от горского?

Начнем с мужского костюма, а точнее, с важной его составляющей – головного убора. Горские евреи, в отличие от бухарских, никогда не надевали чалму или тюрбан. Их костюм чаще всего венчала папаха. Папахи были разных моделей и фасонов. Одной из разновидностей папах были так называемые «бухарские» – «попох бухореи» из каракуля, выделываемого в Средней Азии.

Широкие штаны носили
и горские еврейки

Надо ли говорить, что колпакообразные меховые шапки, покрытые тканью, были традиционными и для бухарских евреев. Но чаще на фотографиях мы видим на голове у мужчины чалму.

Кроме того, у бухарских евреев чалма входила в костюм жениха. Накануне свадебного торжества проводился обряд «салля бандон» (на таджикском – «завязывание чалмы»), традиционный также для таджиков и оседлых узбеков. На него собирались друзья и родственники жениха, и кто-нибудь из близких жениху почтенных и уважаемых мужчин обряжал его в свадебные одежды – надевал нарядный халат старинного покроя и завязывал чалму. В таком костюме он отправлялся за невестой, а также присутствовал во время основного религиозного ритуала еврейской свадьбы – киддушин, проходившего в ее доме.


Носили бухарские евреи и небольшие шапочки целиком из черного каракуля, которые заимствовали у афганских и персидских торговцев, для костюма которых в то время они были характерны. С персами и афганцами бухарские евреи вели торговлю.

У бухарских евреев были свои особенности, касающиеся цвета тюрбана. В 850 году халиф Аль-Мутаваккиль распорядился, что еврейский тюрбан должен быть желтым. Но вопреки запрету бухарские евреи носили чалму белого цвета. По свидетельству английского священника и путешественника Генри Лансделла (1843–1913), побывавшего в Средней Азии в 1882 году, в ташкентской синагоге, где он оказался в субботу (шабат) во время еврейского праздника Суккот, он видел старцев в огромных белоснежных тюрбанах и восточных халатах, напомнивших ему библейских евреев на полотнах английского художника Холмана Ханта.

В Персии в XVII веке местные евреи также носили чалмы и «шапки как клобуки». Оба вида головных уборов бытовали у них и в XIX столетии, хотя шапки старинного образца и чалмы надевали в это время уже лишь люди преклонного возраста и, вероятно, преимущественно по торжественным случаям.

Перейдем к халату. Расцветка и материал халатов в костюме бухарского и горского еврея тоже различались. Традиционный шелковый халат ярких цветов не характерен для костюма горского еврея. У него халат был сшит из сукна темных цветов. Но покрой халатов был схож.

Халаты бухарские евреи подпоясывали поясом из двух видов материй, которые скручивались довольно плотным жгутом. Горские евреи надевали кожаные пояса, инкрустированные серебром, на которые привешивали кинжал. Костюм бухарских евреев был ближе к таджикскому, а костюм горских евреев – ближе к азербайджанскому.

У бухарских евреев кроме халата была и приталенная одежда, которая носит название «камзол» («камзул»). У горских евреев Азербайджана ему соответствует «лабоде», у горских евреев Дагестана – «гъобо».

Узбеки и таджики не отрицали, что традиционный костюм бухарских евреек был такой же, как у них, но замечали: «Они брали у нас всё, но изменяли, они всегда всё у нас изменяют. И одежда у них была, как у нас, но что-то в ней было не так». Один период у бухарских евреев, причем как у женщин, так и у мужчин, были в моде халаты и платья вишневого цвета.


Платья бухарских евреек называются «курта» (тадж.). Платья широкие, как туники, и с широкими же длинными рукавами – «курти остин коло» (дословно «платье с длинными рукавами»). Эти платья бухарские еврейки носили до 1930-х годов. Горские еврейки носили национальную одежду примерно до этого же времени.

Обычно нарядные варианты платьев, независимо от возраста, бухарские евреи шили из различных, но всегда ярких тканей. Это мог быть и ситец с крупным набивным цветочным рисунком, и разнообразные фабричные шелковые ткани. Широко использовались кустарные ткани: полушелковый адрас и шелк шойи, гладкий и с абровым узором, атласные ткани, полушелковая полосатая ткань бекасаб, алоча – полосатая гладкая ткань, смесь шелка и хлопка, которая переливается и мерцает.

Как отмечала Т.С. Лозовская, изучавшая в 1920-х годах евреев Самарканда, «у каждой еврейки, даже бедной, есть шелковое платье». Наиболее распространенными в расцветке тканей бухарских евреек являлись красный различных оттенков и желтый.

А ткань, называемая ими «чиги», в черную полоску на белом фоне, являлась траурной.

У узбеков и таджиков за атласными тканями так и закрепилось название «атласи яхуди» – «еврейский атлас».

На всех известных фотографиях конца XIX – начала ХХ века и в музейных коллекциях традиционные платья бухарских евреек имеют широкий, расширяющийся книзу стан (100–110 см) и длинные, ниже кисти, широкие (30–40 см) прямые рукава. Подобные по покрою платья в то время бытовали повсеместно в костюме равнинных таджиков и оседлых узбеков, но в Бухаре их отличала особенно значительная ширина стана и рукавов.

У горских евреек также были платья из различных тканей, но из шелковых тканей шились реже, и расцветки не были такими яркими. Преобладали более темные и строгие цвета. Часто на фотографиях можно было встретить мать и маленькую дочь в платье из одной ткани. Понятно, что делалось это в целях экономии, чтобы использовать рационально весь отрез. Это можно встретить и у бухарских, и у горских евреев. Но у бухарских евреев из той же ткани мог быть сшит и мужской халат. У горских евреев такого не было. Фасон платья девушек и женщин не отличался друг от друга.

В девичьем костюме бухарских евреев, как и в женском, существовала манера надевания одного платья на другое. Максимум два платья, но нижнее никогда не было видно. Нижние платья шили только из светлых, преимущественно белых хлопчатобумажных тканей – кустарной и фабричной кисеи (хоса, дока) или ситца с редким и мелким цветочным узором на светлом фоне.

Рукава нижнего платья бухарские еврейки не выпускали из-под рукавов верхнего платья и не заворачивали поверх них. Оно оставалось почти незаметным снаружи, что указывало на его второстепенность для внешнего облика костюма или, возможно, даже на намеренное сокрытие от постороннего взгляда. По крайней мере, такое отношение существовало к штанам традиционного покроя «эзор», которые бухарские еврейки считали неприличным показывать наружу и всегда заправляли в чулки или сапоги. Широкие штаны носили и горские еврейки.

Женский халат («гъобо») – верхний распашной халат от горловины до пят и по краям рукавов расшивали по краю золотой тесьмой «бофте» или шнуровочным бисером «серме». Подобную полоску, украшенную вышивкой «пешкурти кашидузи», бухарские еврейки пришивали и на платья. «Пешкурта» оформляли золотым шитьем или вышивкой разноцветным шелком. Шили крестом «ироки» (сплошной зашив). Такой шов в XIX столетии выполняли в дворцовых мастерских Бухары (золотое шитье) и Шахрисабза (вышивка шелком).

Дольше всего в костюме бухарских евреек сохранялись платья с воротником-стойкой. Их и сегодня иногда надевают (поверх одежды европейского стиля) матери и сестры жениха и невесты, что выделяет их среди других участников свадебных церемоний. Этот обычай сохраняется среди бухарских евреев, эмигрировавших из Средней Азии и живущих ныне за рубежом. У бухарских евреев платья с воротником-стойкой получили название «сарти» (переводится как «городские»). Кроме того, у бухарских евреек все известные по фотоматериалам и музейным коллекциям платья с воротником-стойкой имеют планку с застежкой на пуговицы с прорезными петлями или на кнопки.

Бухарские женщины на улице носили паранджу и чачван – лицевую занавеску, сетку из конского волоса. Паранджа также входила в состав костюма невесты. У горских евреев этого обычая не было. Лицо невесты прикрывали большим белым платком. Нижняя часть лица у горских евреек могла быть прикрыта головным платком, который получил название «яшмаг бузи». Костюм молодой бухарской еврейки мог быть завершен специфическим женским головным убором: девичьей золотошвейной шапочкой – «тупи тос». «Лачак» – кусок белой ткани, прикрывающий грудь и подбородок, – бухарские еврейки носили после рождения первого ребенка до глубокой старости.

Бухарская еврейка была в парандже, но не закрывала лицо белой тканью, как полагалось у таджиков и узбеков.

Во время свадьбы она всё время находилась рядом с женихом и в окружении остальных участников свадебного ритуала, включая мужчин.

У горских евреев «лэчак» – также белый шарф, который носили женщины. На талии бухарских женщин я не увидела массивных серебряных поясов, которыми украшали себя горские еврейки. Это тоже различие в костюмах.

В заключение хочу привести еще одно различие: бухарские евреи и сегодня надевают свои национальные халаты по торжественным случаям, а горские евреи эту традицию утратили.


Похожие статьи