|
Наталья Кашовская

Иудеи в историческом пространстве Дербента и его округи. Часть 3

Иудеи в историческом пространстве Дербента и его округи. Часть 3

Среди нависших над Дербентом круч затерялось старое, заросшее колючим кустарником, кладбище.

Все, что осталось от селения Аба-Сава. Его возникновение связывают с событиями в Дербенте 1630г., когда многочисленная община Дербента была вынуждена покинуть город, то большинство осело в 10 км. от города, в новом основанном селении, названном Аба-Сава. Самый древний найденный Иудой Черным камень 1687 года [Черный, 1992, с. 13-14].

Всего на абасавинском кладбище надмогильных камней с эпитафиями уцелело чуть более 30, но и они подтверждают историческую картину середины XVIII в., когда в 1760 г. Фатали-хан разрешил евреям Рустова поселиться в Аба-Сава. Но уже в 1799 г. ситуация меняется. Война Сурхай-хана Казикумухского и Кюринского ханств против Ших-Али-хана Кубинского и Дербентского (1791–1806) принесла разорение в селение Аба-Сава, и после того, как правитель Кази-Кумуха вырезал население Аба-Сава, Ших-Али-хан приказал уцелевшим абасавинцам (около 160 человек) перебраться под защиту дербентских крепостных стен и выделил им участок под застройку [Козубский, 1906, с. 66, 121-125 ].

Таким образом, оставшиеся жители переселились в Дербент, в котором правитель Ших-Али-хан, ставший ханом Дербента после смерти Фатали-хана, уравнял евреев в правах с мусульманами и предоставил им статус постоянных жителей Дербента, разрешил селиться в центре города, закрепив свои решения фирманом. У южной крепостной стены появился еврейский квартал, получивший название «Тенге-махала», и самое последнее надгробие на кладбище Аба-Сава, датируемое нами 1827г., зафиксировало это переселение.

Абасавинские события заставили евреев насторожиться, в короткий срок они наладили тесную связь между всеми аулами, и каждое поселение было готово по первому зову прийти на помощь другому.

Об этом переселении косвенно свидетельствуют надгробия дербентского еврейского кладбища; они архитектурой и, что, особенно интересно, стилистическими формулами эпитафий, почерком резчика, словно, продолжают некрополь Аба-Сава (Рис.1- 3 ).

В первые годы уже российской истории Дербента, на южных границах складывалось беспокойное положение из-за неустойчивости и слабой договоренности по границам между уцмийствами и внутренними административными областями. Одно из таких частых военных столкновений произошло у Дербента в 1830 г., тогда в месяце Ав (июль-август) были похоронены 12 мужчин (Мордехай с сыновьями). Эти погребения положили начало новому дербентскому еврейскому кладбищу, ряд фотоснимков первых надгробий прилагаются к статье (Рис. 4 - 8). 

По форме надгробия были просты и однотипны: небольших размеров, прямоугольная стела, средние габариты которой были примерно таковыми: 45х60х20, - поверхность их была слегка зачищена. Почерк общий для всех 12 памятников, что свидетельствует об одновременности нанесения поминального текста и возведения памятников. Характерные приемы мастера-резчика в оформлении текста, в расположении его на стеле фиксируются также на надгробиях этой группы. 

Текст некролога трафаретный по стилю, начинается с упоминания дня смерти, далее идет имя усопшего и имя его отца, и дата – по дню от шаббата (словом), - название месяца, год в Малом счислении, указание на которое употребляется аббревиатурой [Кашовская, 2013, с. 55-62]. Только спустя 10-15 лет наблюдаются небольшие дополнения в стихе-некрологе и некоторое архитектурное разнообразие в оформлении стелы (Рис. 9 - 11). Это может являться косвенным свидетельством окрепшего материального положения и стабильности в общине.

Похожие статьи