Подвиг слободинского шамаша Илазара бен Юсифа

Подвиг слободинского шамаша Илазара бен Юсифа

Жизнь горско-еврейского народа в прошлом невозможно представить без духовной жизни.

Община и религия – две основные составляющие, игравшие огромную роль в воспитании молодого поколения. Проживая на Кавказе, на протяжении несколько сотен лет наш народ в меньшей мере был ассимилирован, и это все лишь благодаря приверженности к своим истокам.

Если обратить внимание на дореволюционный период, можно однозначно сказать, насколько было развито религиозное самосознание горских евреев. С шестилетнего возраста мальчики начинали обучение в хедере, затем, если финансы позволяли, они могли продолжить учебу в ешивах.

С установлением советской власти, уже в начале 1920-х годов, в рамках столь жестко политизированных подходов коммунистического режима оставалось все меньше и меньше возможностей для существования еврейской культуры. Под предлогом борьбы с классовым врагом, под разными политическими мотивами были обвинены в контрреволюционной деятельности многие религиозные деятели. Так, в поселке Красная Слобода были арестованы раби Яангиль, раби Хаим, раби Миши, раби Нафтали, раби Бирор и другие.

Наиболее тяжелыми ударами по еврейской культуре в СССР были ликвидации традиционного еврейского образования, в том числе запрет на изучение иврита, важнейшего инструмента приобщения к еврейскому культурному наследию. Ещё летом 1919 года Наркомпрос объявил иврит иностранным языком, его запретили преподавать в младших классах, но временно сохранили в средней школе.

В 1923 году вышло распоряжение о реквизиции зданий синагог для открытия в них средних школ. Следует отметить, что процесс сопровождался ожесточенным сопротивлением со стороны верующих евреев, что вызывало столкновения с властью.

Верующие вынуждены были обращаться в центральные органы власти, благодаря чему удавалось отстоять хотя бы одну синагогу.

К началу 1940-х годов на Кавказе были окончательно ликвидированы организованные формы еврейской жизни, за исключением нескольких общин при синагогах в Баку, Варташене, Кубе, Кусарах, Геокчае, Дербенте и Нальчике.

История, о которой пойдет речь в статье, произошла в начале 1940-х годов в азербайджанском поселке Красная Слобода – в те годы, когда были закрыты все 11 синагог.

В канун Судного дня произошло чудо, евреям удалось спустя 10 лет открыть синагогу и начать читать серию молитв-слихот.

Хахам Илазар шамаш бен Юсиф – человек, который совершил поистине героический поступок, учитывая реалии советского режима. За этот поступок он мог войти в список врагов народа.

Небольшую информацию об Илазаре бен Юсифе я почерпнула из 40-го номера «Кавказской газеты» (июнь, 2006), из статьи Евдо Едидяева.

Позволю себе процитировать часть публикации:
«Родился Илазар бен Юсиф в 1879 году в Еврейской (Красной) Слободе в семье крестьянина. С шести лет начал учиться в хедере у раввина и отличался от других учеников усиленным стремлением к учебе.
Каждый день вместе с отцом он ходил в синагогу. Старожилы рассказывали, как Илазар в 15 летнем возрасте увидел сон, в котором пришли к нему ангелы и сказали: «Ты будешь всю жизнь служить Б-гу и Торе!» И с того дня он начал служить Вс-вышнему.
С обширными знаниями, полученными им за годы учёбы, он мог бы стать лучшим хазаном своего времени. Но во сне ему было сказано «служить», а потому он работал шамашем в синагоге, а по ночам – сторожем, чтобы кормить семью. Все евреи Кубы называли его хахам Илазар шамаш Бен Юсиф.
Очень тяжелые времена настали для него с приходом Советской власти. Но даже тогда Илазар не испугался и продолжал своё служение Б-гу, вере и народу.
О его добрых делах люди рассказывают очень много. К примеру, что во время Отечественной войны не работала ни одна из 11 синагог Красной Слободы. Все синагоги председатель поселкового совета закрыл на замок и опломбировал. Люди боялись не только открыть синагогу, но даже близко подходить к ней.
Надо было зайти в синагогу и начать молиться, но люди были страшно напуганы милицией и председателем. И тогда всю ответственность взял на себя Илазар-шамаш. Он пошел в одну из синагог, сорвал пломбу, сломал замок и впустил людей.
Евреи зашли в синагогу и начали молитву по всем правилам. Так молились они все 10 дней, как положено, от Рош а-Шана до Йом Кипура. И вот наступил Йом Кипур, Судный день. Для этого дня заготавливали специальные свечи – чэндил – диаметром около 10 см и высотой больше метра, чтобы горели они все 24 часа. В синагоге таких свечей бывало 10-15.
И вот, вечером, перед заходом, люди зажгли эти свечи и начали молитву, а утром в синагогу влетел взбешённый председатель поселкового совета и начал кричать на молящихся:
— Кто позволил вам войти, кто посмел сломать замок, кто сорвал пломбу, как вы посмели?!
Испуганные люди стояли молча. И тогда вперед вышел Илазар и сказал:
— Товарищ председатель, эти люди не виноваты, пломбу и замок сломал я. Мы, евреи, в Судный день должны молиться. Не наказывайте никого, только одного меня, остальные не виноваты.
И тогда председатель приказал Илазару немедленно потушить свечи, на что тот ответил: — А вот эту вину я на себя взять не могу. Я не боюсь взять на себя вину перед людьми, но вину перед Вс-вышним на себя не возьму. А ты, если не боишься, туши свечи сам. Но знай – Б-г Израиля с нами. Он все видит.
Вот таким храбрым был Илазар шамаш бен Юсиф. Я хорошо его помню. Когда мы, дети и подростки, сидели где-нибудь кучкой, а он проходил мимо, то все без исключения вставали, чтобы отдать ему дань уважения. А он всегда подходил к нам и благословлял. А иногда садился вместе с нами и начинал рассказывать притчи из Торы.
Я помню, что всегда в месяц Элул, когда каждое утро евреи собираются в синагоге, чтобы молиться и просить «слихот» (прощения у Вс-вышнего), в обязанности шамаша входило с двух часов ночи звать людей на молитвы. И мы всегда удивлялись: как же Илазар шамаш мог запомнить имена всех, кто должен прийти, от 13-летнего мальчика до глубокого старца.
А ещё в месяц Элул был обычай делать фонарики из тонкой фанеры и бумаги. По вечерам мальчики ходили с этими фонариками. Обычно фонарики для детей делали отцы или старшие братья. Но было в то послевоенное время много таких, у кого не было отцов и старших братьев. Для них фонарики делал Илазар шамаш.
Таким он был. Его любили абсолютно все. Евреи Красной Слободы знали Илазара шамаша, запомнили его как мудрого учителя и хазана.
Светлая ему память! Да пребудет душа его бэ Ган-Эден!»

Имя Хахама Илазара шамаша бен Юсифа вошло в историю нашего народа – как достойного сына и героя своего времени.

Автор: Хана Рафаэль

Похожие статьи