Часть 1
Из поколения в поколения, от старших к младшим, через столетия и тысячелетия, словно послание из глубины веков евреи, жившие на севере современного Азербайджана, юге Дагестана и некоторых территориях Северного Кавказа бережно хранили и проносили свои древние имена, которые, вне всякого сомнения, являются не только страницами прошлого одной еврейской группы или общины, а, возможно, общей историей всего еврейского народа.
*
Все имена горских евреев по происхождению можно, прежде всего, разделить на две части:
1) Еврейские – к ним относятся имена тем или иным образом связанные с еврейством или иудаизмом. Это танахические, талмудические, имеющие смысловое значение на иврите или языке горских евреев - «джуури», в честь еврейских мыслителей средневековья или же созданные горскими евреями и др.
2) Нееврейские - это имена соседних народов, с которыми они контактировали, а также международные или в духе времени.
При этом необходимо подчеркнуть важную антропонимическую особенность. Если проводить статистический разбор имен, то до революции 1917 в Российской империи, куда входили территории, на которых проживали горские евреи подавляющее большинство имен, если не сказать, как минимум 95%, было еврейским. Этот факт дал дополнительное основание посвятить свою работу, за небольшим исключением, именно еврейским антропонимам («антропоним» - «имя человека» в переводе с греческого).
*
Есть также второй спектр работы: обзор во времени, иными словами как те или иные события на Кавказе в пространстве и времени оказывали или, наоборот, не оказывали влияние на ономастику местных евреев. Здесь тоже на основании имеющихся источников, литературы и исторических процессов можно было бы выделить несколько этапов:
1 период:
Упоминание в Иерусалимском Талмуде III – IV веков, Кембриджском Документе, относимом специалистами к Х веку н. э и в других записях до XVIII века включительно.
Однако, из-за недостаточности сохранившихся или найденных пока письменных источников он затрагивается
только в отдельных чертах.
2 период:
XVIII – XIX века
В начале различные экспедиции, а впоследствии и завоевание Российской империей Кавказа и территории Закавказья;
3 период:
С 1917 года до 1991 года – то есть от октябрьской революции в Российской империи до распада СССР и событий современной истории.
*
Места посещения
В ходе сбора материала были поездки в уникальное место компактного проживания евреев за пределами Израиля - еврейскую слободу в Кубу, еврейские кладбища в Баку и в Кубе, бакинскую синагогу горских евреев.
Самый ранний еврейский надгробный памятник в Кубе – датируется 1807 годом, в Баку же кладбище более позднее, но даже там есть были могильные плиты с именами горских евреев с 1888 и 1892 годами рождения. С учетом отчества покойных, получается, что имена уходят примерно в середину XIX века, то есть 1850 год и даже в более ранние годы.
*
В синагоге в Баку метрические списки сделаны в больших канцелярских тетрадях.
Почти все имена записаны с помощью ивритского алфавита, наиболее ранние датируются семидесятыми годами ХХ столетия. При вычитании средней продолжительности жизни человека – семидесяти – восьмидесяти лет, вывод: в метрических книгах зафиксированы имена людей, родившихся в начале XX-го века.
*
Об имени Сәрәһ (Sarah, Серях)
Одним из ранних женских еврейских имен, зафиксированных в регионе, является имя “Сәрәһ” (Serax) שרח -
Согласно «Кембриджскому анониму» - документу десятого века, автором которого считается кордовский сановник Хасдай ибн Шапрут, у первого из хазарских царей, правившего в VIII-ом или IX-м веке, и принявшего иудаизм матерью была еврейка. Звали ее Серах (Serax) (из статьи доктора ист. наук Игоря Семенова: «О ранних контактах восточнокавказских евреев и хазар»).
Женское имя “Сәрәһ” у горских евреев есть танахическое «Сарах» - «שרח» - дочь Ашера, сына Якова.
Кроме женского имени в Танахе имеется поселение – город хананеев Тимнат Серах в горах Эфраима, неподалеку от современного израильского города Ариэль. В настоящее время там арабская деревня Кифл Харис.
В Тимнат Серах жил и был похоронен в XIV веке до н. э. Иешуа бен-Нун.
*
Интересный момент: «Нун», как известно, - на джуури означает хлеб, а на иврите буква алфавита.
*
Раби Симон бен Сафра из Дербента. Раннее средневековье
В Иерусалимском Талмуде (III - IV века)
«есть упоминание о р. Симоне б. Сафре из города т-р-б-н-т»
(Игорь Семенов, «О ранних контактах восточнокавказских евреев и хазар»)
«Р. Симон б. Сафра» - это раби Симон бен Сафра.
«Симон» – талмудическая и греческая форма еврейского имени Шимон, второго сына Леи и Якова, родоначальника одного из еврейских колен. Переводится как «Бог услышал». Имя «Симон» у горских евреев более распространено нежели «Шимон», Возможно ли исходя из этого примера утверждать, что Талмуд оказывал не меньшее влияние и пользовался не меньшим почитанием у горских евреев нежели Танах?.. Пожалуй, скорее всего этот пример говорит о том, что связь горских евреев со своими религиозными центрами на протяжении веков не прерывалась, и они читали или даже изучали не только Танахическую литературу, но и Талмуд.
*
Теперь о «Сафра»
На джуури существует словосочетание «э сифир Тиро» означающее в книге Тора. Тем самым, возможно, раби Симон хотел выразить, что он является «сыном Торы» или иными словами подчеркнуть свою принадлежность к Торе.
Материал подготовила: Тамара Рафаилова