|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Матеуш Майман: поляк в поисках горско-еврейских корней

Матеуш Майман: поляк в поисках горско-еврейских корней

C молодым человеком из Варшавы, Матеушем Майманом, я познакомилась недавно, случайно обратив внимания, на пост на Facebook в группе «Кавказ в наших сердцах». Меня заинтересовала тема, с которой он обратился к представителям горско-еврейского сообщества для интервьюирования людей и сбора информации по истории, с целью написать докторат по данной теме.

Предки Матеуша, бабушка и дедушка, познакомились во время Второй мировой войны. В те годы на Кавказ в поисках спасения прибывали эшелоны с беженцами, среди которых было немало европейских евреев. Так произошла встреча красавицы горской еврейки Мошол Беньягуевой, жительницы Махачкалы, с польским евреем Лейбелем Майманом. В 1943 году они создали семью, и, прожив четыре года в Дагестане, переехали в Варшаву.

Об истории своего рода молодому ученому известно немало, впору уже составлять ему генеалогическое древо, но пока, я думаю, мы обойдемся в рамках интервью.            

- Уважаемый Матеуш, ты для нас необыкновенная личность, как говорится, еврей двуэтнический (европейский и горско-еврейский), да ещё с двух сторон твоя родословная идет от коэнов. Дополни, пожалуйста, еще информацию о себе.

- Меня зовут Матеуш Майман, родился я в столице Польши, Варшаве, 24-го июня 1989 года. Единственный ребенок у родителей, и, что удивительно, у моего отца и матери тоже нет братьев и сестер. Мой отец Славомир занимал пост председателя Польского агентства информации и иностранных инвестиций, а мать, Ивонка, — известный журналист, сотрудник Варшавского института промышленного дизайна.

- Родословная вашей семьи имеет глубокие еврейские корни, что тебе известно об этом?

- Начну поначалу со своей горско-еврейской родословной. Моя, светлой памяти, любимая и дорогая бабушка Мошол родилась в 1918 году в ауле Тарки (пригород Махачкалы) в многодетной семье Мэлькэ и Бенцуара Беньягуевых. Они родили двенадцать детей, но, к сожалению, только шестеро (пять дочерей и сын) дожили до совершеннолетия. Их единственный сын Бенцуар родился в 1909 году, ушел из жизни в расцвете лет в 1951 году. А дочерей звали: Берта Гиреева (1911-1948), Мошол Майман (1918-2005), Мари Гулиашвили (1920-1996), Ася Амирова (1923-1948) и Ольга Амирова (1926-2013). Младшая, Ольга, была известным врачом в Нальчике и Ленинграде.

 Мой прадед Бенцуар Беньягуев (1873-1953) рано лишился родителей, и рос сиротой. До Октябрьской революции он работал приказчиком у торговца в городе Порт-Петровск (ныне Махачкала). А во время гражданской войны он служил в отряде генерал-майора Белой армии Лазаря Федоровича Бичерахова. К счастью, после революции он не подвергался репрессиям. Работал в разные годы сторожем и рыбаком на Каспийском море.

- А коэны по горско-еврейской линии у тебя идут в четвертом поколении?

- Коэны по горско-еврейской линии у меня идут от матери бабушки Мошол — прабабушки Мэлькэ Агароновой. Согласно семейной традиции, в середине XIV века раввин с Кавказа передал письмо через еврейских купцов и путешественников в еврейскую общину Испании. «Горе мне и всему нашему народу, — писал он, — евреи уходят в другие религии Левитов. Если бы кто то из вашей общины мог совершить Б-гоугодное дело, мицву, и переехать к нам на Кавказ, мы бы смогли сохранить нашу общину». 650 лет назад семья Коэна и несколько семей ремеслеников из общины Испании переехали на Кавказ. Они проделали столь долгий путь, чтобы поддержать кавказскую общину и сохранить еврейство. На Кавказе они женили сыновей на дочерях раввинов. Их потомки: Агароновы в Дагестане и Нафалиевы в Нальчике (их предок Нофтоли около 1795 году вместе с матерью переехал в Кабарду из Дагестана). Согласно другой версии, представленной израильским историком и исследователем народов Кавказа, Цви Касдаем, семья Коэнов приехала в Дагестан около 1785 года из Ирана (с территории Курдистана на границе Ирана и Турции) также по приглашению местной еврейской общины. Во многих странах «испанскими евреями» просто называют потомков сефардских евреев, изгнанных из Испании в 1492 году. Вот почему мог сохраниться в нашей семье миф о том, что мы евреи, которые пришли прямо из Испании. Из того же корня также происходят семьи Даниловых и Гиреевых, члены которых также коэны.

Отец Мэлькэ, Авраам бен Аарон Агаронов (1849-1929), эмигрировал в Эрец-Исраэль в 1917 году через город Батуми вместе со своим сыном Ильхананом и внуком Рабо Рабаевым. Он был вдовцом, его супруга Саро родила ему восемнадцать детей, десять из которых дожили до совершеннолетия (четыре дочери и шесть сыновей). Поначалу Авраам Агарунов жил в кавказском районе на юге Тель-Авива. Затем вместе со своими двумя сыновьями в 1926 году участвовал в основании мошава Кфар-Барух, что расположен в Изреэльской долине. Его старший сын Хаим Агарунов (1876-1939), по разным версиям, переехал в Израиль в 1904 году или вместе с Иосифом Трумпельдором в 1911 году. Он жил поначалу в Петах-Тикве, затем в Ришон-ле-Ционе, Кфар-Барухе, и, наконец, поселился в Тель-Авиве. Младший сын Ильханан (1886-1979) был известным бизнесменом в Тель-Авиве и Реховоте. У него были фруктовые плантации в районе Реховота, а также он был владельцем земли, в районе которого ныне расположен аэропорт в Тель-Авиве. Похоронен Ильханан Агарунов вместе со своей второй женой Ривкой в Ашдоде.

- А что тебе известно о детях Авраама Агарунова, что остались на Кавказе?

- Он оставил на Кавказе семерых детей. Его младший сын Аарон погиб молодым в возрасте 22 лет. По окончанию ешивы в г. Ровно (Украина) вернулся домой и сразу же приступил к богослужению в махачкалинской синагоге. И в первый же день службы скончался от сердечного приступа. Остальные его дети: Беньями (1870–1943), Гюльсюрх Рабаева (187?–1918), Содух (1879–1970), Мошол Амирова из Пятигорска (1880–1971), раввин Миши из Буйнакска (1883–1964), моя прабабушка Мэлькэ (1888-1975) и самая младшая дочь — Бэтиё Хананаева (1894-1979). От девяти его детей родились 64 внука, более 120 правнуков, 260 праправнуков (включая меня), 500 прапраправнуков, более 170 прапрапраправнуков и несколько прапрапрапраправнуков!

У Авраама было семь братьев и одна сестра. Разные фамилии (Аронов, Агаронов и Агарунов) объясняются тем, что один брат в царские времена был повешен. А остальные братья поменяли свои фамилии, чтобы избежать преследований.

- Интересно было бы узнать и твою родословную со стороны польского деда, Лейбела Маймана. Так и хочется спросить: не является ли он потомком праведника Рамбама, рабби Моше Маймонида?

- Мой дедушка Лейбел Майман родился в бедной хасидской семье в варшавском районе Прага. Почти все его братья и сестры скончались в детстве. Мать моего деда, Перла Кригер-Майман (1876-1942), была правнучкой сестры Ханоха ха-Коэна Левина (1798-1870) второго адмора династии гурских хасидов. Через свою мать мой дедушка доводился братом в пятом поколении Ицхаку-Меиру Левину (1893-1971), израильскому религиозному и политическому деятелю, депутату Кнессета и одному из тех, кто подписал Декларацию независимости Израиля.

Отец моего дедушки, Мошек Майман, скончался в молодом возрасте в 1917 году. Согласно семейной традиции, он был потомком Маймонида из Испании, отсюда и наша фамилия, нетипичная для европейских евреев. Родители моего дедушки происходили из семьи Коэнов по женской линии. Несмотря на свой хороший йихус (родословную), дед Лейбел стал до войны активистом Коммунистической партии. После вторжения гитлеровской Германии и СССР в Польшу в сентябре 1939 года он был отправлен на уральский рудник, а затем в Дагестан (в 1942 году). Там, работая на молочном заводе, он познакомился с моей бабушкой Мошол, которая трудилась бухгалтером. Они поженились в 1943 году, а через три года отправились жить в Польшу. Дед Лейбел Майман работал на дипломатической службе, в посольствах в Чехословакии, Китае, Корее и Монголии. Он был вынужден уйти в отставку в 1968 году, после волны антисемитских репрессий, организованной Польской объединенной рабочей партией. Скончался в 2007 году в возрасте 96 лет.

- Как мне известно, ты тоже пошел по стопам своего легендарного деда и работал в свое время в польском посольстве в Тель-Авиве… А бывал ли ты и раннее в Израиле?

- Да, и неоднократно, будучи студентом, я принимал участия в различных программах, конференциях, семинарах, организованных «Яд Вашемом», «Джойнтом», университетами, МИДом Израиля, «Сохнутом». И, будучи студентом, работал несколько месяцев в польском посольстве в Израиле.

- Интересно, как давно ты выучил русский язык, может, и с джуури знаком?

- Я писал бакалаврскую и магистерскую работы по литературе на иврите, поэтому могу читать тексты и писать на этом языке. К сожалению, джуури вообще не знаю. Только запомнил пару ругательств, которые использовала бабушка, когда злилась. Я учился на востоковедческом факультете и взял русский как дополнительный. Несколько месяцев назад я начал писать докторскую диссертацию в Мюнхенском университете под названием «Коллективная память о Холокосте у горских евреев Северного Кавказа». Это исследование объединяет историческое, социологическое и антропологическое изучение горско-еврейских общин в Израиле и на Северном Кавказе. Я особенно заинтересован в изучении и сравнении памяти о травмирующих событиях у горских евреев и её передаче из поколения в поколение в период до распада Советского Союза и после постсоветской алии.

Для моей работы мне нужно провести 15 интервью с членами общины в Израиле и 15 на Кавказе. Меня интересует второе и третье поколение, рожденное после войны, то есть дети и внуки людей, переживших Холокост / людей, которые жили во время войны на территориях, которые не были оккупированы Германией. Чтобы получить полную картину состояния памяти, я хотел бы, чтобы люди, с которыми я буду разговаривать, были из Дагестана, Моздока (или Богдановки и Менжинского), Нальчика и Пятигорска. И, пользуясь случаем, хотел бы обратиться к тем, кто изъявил бы желание принять участие в опросе (в форме интервью). Буду благодарен за любую помощь и готовность принять участие в моем исследовании. Для связи со мной вот номер WhatsApp: (+972 54 434 56 49).

Пока, находясь в Израиле, я хочу поработать в Национальной библиотеке, чтобы просмотреть материалы — интервью, проведенные с горскими евреями в 1970-1975 годах. С теми, которые приехали в Израиль в эпоху Брежнева. Об этом никто никогда не публиковал никаких работ и вообще не изучал раньше эту тему. И ещё я собираюсь в конце года поехать на Кавказ, чтобы продолжить свои исследования. И, пользуясь случаем, хочу выразить благодарность руководству сайта STMEGI.COM, где в разделе «Аудиокниги» почерпнул необходимую для меня информацию из книг по истории горских евреев.

Похожие статьи