• Главная
  • Фонд
  • Новости
  • STMEGI TV
  • STMEGI Junior
  • Горские евреи
  • Иудаизм
  • Библиотека
  • Академия Джуури
  • Лица
  • Мнения
  • Проекты
  • Приложения
  • Переводчик
  • 63.31
    68.62
    18.46
    История и традиции
    Давид Бахшиев

    Успех в реализации новой языковой политики джугьуров может иметь мировое значение

    Громкое название статьи оправдано, по нашему мнению, неизбежностью сближения языковых политик в рамках всемирной математической модели систем общения. О вполне вероятной возможности развития прикладной лингвистики в этом направлении свидетельствует возросший в мире интерес к поиску перспективного принципа решения целого комплекса задач.

    Язык народа «создаёт ту органическую среду, без которой он не существует» [1, Воротников – Шведова]. Язык джуьгьури – общекультурное национальное достояние нашего народа. Правильно намеченная языковая политика поможет сохранить культурное единство всех этнических групп, оказавшихся в уникальной ситуации. Продолжающееся исследование теоретических основ новой языковой политики объясняется желанием безошибочное направление и содержание языковой политики.

    Естественно, представители одной и той же национальности, разбросанной в разных странах, всегда стремятся выйти за пределы узкой социально-бытовой сферы общения. Это вызывает необходимость расширения лексикона языка за счёт принятия согласованной терминологии. Фактически такой способ решения проблемы является тупиковым. Языковая политика предусматривающая возможность изменения поля (сфер) международного общения представителей одного этноса, должна идти вслед за фактическим развитием разговорной речи. Особую ценность при этом обретает развитие терминологии, основанное на собственной языковой базе и в соответствии с собственными фонетическими и грамматическими особенностями и закономерностями. Тогда этнос «предъявит миру то, чего никто другой предъявить не может» – своё «богатство, особую культуру и особый взгляд на мир» [1, Алпатов, Михальченко].

    Теоретически любой язык можно развить до уровня мировых (английского, арабского, испанского, китайского, русского, французского), применяемых в международных организациях и в общении между государствами, т.к. «все языки, даже их диалекты потенциально полифункциональны, то есть могут применяться в разных сферах общения, если будут приложены организационные усилия — разработка терминологий, функциональных стилей и др.» [1, Михальченко]. Практически ставить такую задачу перед джуьгьури - бессмысленно, поскольку это: 1) не соответствует насущной главной цели языковой политики народности [5] и [7], нацеленной на достижение внутринационального коммуникативного статуса языка; 2) требует огромных и неоправданных научных усилий и финансовых затрат; 3) существует альтернативная возможность использовать арсенал мировых языков для более рационального решения глобальной задачи человечества – создания единой мировой письменности. «Ищущий да обрящет» - «кто ищет, тот найдёт». Можно ли решение внутринациональной проблемы поднимать до мирового уровня? Оправдано ли это?

    Оказывается, да. Один из аспектов такого утверждения рассматривался ранее [3, с. 27-30].

    Предпринятый нами в 2017 году поиск полезной информации о положительном опыте по вопросу сохранения культурного единства какого-либо расселившегося этноса не дал удовлетворительного результата [4, с. 38-40]. Если читателю известны такие факты, то сообщения о них будут учтены при разработке концепции новой национальной языковой политики джуьгьуров.

    Пока мы исходим из того, что в истории человечества таких примеров нет. Поэтому успешная реализация новой языковой политики джуьгьуров, рассчитанной на позитивный результат в достижении своей главной (пусть и локальной) цели, может стать прообразом, полезным опытом при практическом решении одной из лингвистических задач международного сообщества в условиях глобализации.  

    В статье, опубликованной на сайте Stmegi.com [7], описано состояние языка и языковая ситуация джуьгьури. Там же уточнена главная цель языковой политики и сформулирован основной критерий оценки мер по её реализации. Однако, теперь нам предстоит согласовать общее мнение по основополагающим положениям языковой политики; перспективный план работы и др. В конечном итоге предполагается создать концепцию языковой политики. Дальнейшие действия можно будет наметить, исходя из этой концепции. При обсуждении этих вопросов нам понадобится какая-то заготовка, которая стала бы предметом обсуждения. В качестве такой заготовки предлагается принять некоторые соображения из статей [5] и [6].

    Естественно, нам нужно расширить спектр и аспекты обсуждения. Для обоснования своих предложений будущим участникам предстоящей дискуссии полезно ознакомиться в интернете с суждениями ведущих специалистов, с материалами почти ежемесячных международных конференций по предложенной теме и др.

    Как показала практика, конкретная совместная работа может встретить противодействие со стороны оппонентов. В ответ на их голословные возражения следует открыто уличать их в торможении конструктивного взаимодействия активных национальных сил. Такое противодействие нарушает требования законов, действующих в Российской Федерации. Хочется верить, что национальные СМИ окажут информационную поддержку предлагаемой дискуссии и предоставят читателям свободный доступ не только к ознакомлению с мнением участников дискуссии, живому обмену своими материалами, но и их комментированию.

    Делом чести Фонда СТМЭГИ, других национальных спонсоров, организаций и СМИ станет планомерная и эффективная информационная, организационная и финансовая поддержка мер по укреплению культурного единства нашей народности.

    Ссылки:

    [1] – Языковая политика и языковые конфликты в современном мире: Международная конференция (Москва, 16–19 сентября 2014): Доклады и сообщения / Отв. ред. А.Н.Биткеева, В.Ю. Михальченко; Институт языкознания РАН, Научно-исследовательский центр по национально-языковым отношениям. — М., 2014. — 637 с.

    [2] – Горские евреи. Как выжить разобщённому народу? О создании фундаментальных основ для сохранения языка и этноса. / Автор Д. Бахшиев – М.: 2014.

    [3] – Горские евреи. Как выжить разобщённому народу? Часть 2. О сохранении единства этноса/ Автор Д. Бахшиев – М.: 2016.

    [4] – Горские евреи (джуьгьуры). Как сохранить этническое единство расселившегося народа? Часть 3. Перспективы/ Автор Д. Бахшиев – М.: 2017.
    [5] - Новогодние размышления о будущем языка и народности
            джуьгьуров. Сайт stmegi.com, Мнения, 29.09.2019
    [6] - Новогодние размышления о судьбе джуьгьури - 2. Языковая политика.

             Сайт stmegi.com, Мнения, 4.10.2019

    [7] – О состоянии и языковой ситуации зугьун джугьуьри. Сайт stmegi.com,

              Азбука джуури – исследования, 14.11.2019.

    Теги