В США проживает третья по численности в мире община горских евреев. Большая их часть сосредоточена в одном из районов Нью-Йорка, Бруклине, остальные же равномерно расселены по остальной территории страны. Благодаря интернету, сегодня имеется прекрасная возможность связаться с представителями нашего народа, где бы они ни жили. С жительницей штата Миннесота Дианой Перемысловой я познакомилась благодаря одной из моих статей, на которую она оставила комментарий с просьбой разыскать своих родственников по матери, Галине Исаковой (по мужу Еселевич). Наша занимательная переписка с перечислением знакомых и родственников со временем вылилась в содержательное интервью.
- Каждое интервью начинается со знакомства и с вопроса. Диана, расскажи, пожалуйста, немного о себе и о своей семье. У тебя такая интересная фамилия «Перемыслова» — это фамилия твоего супруга?
- Да, Перемыслов — это фамилия моего мужа, которая, по всей видимости, происходит от названия городка Премысл и Перемышль в Польше. Мужа зовут Галь (Евгений), он ашкеназ, родом из Харькова. У нас двое детей: дочь Алиса 14 лет и сын Бен — ему 11. Моя девичья фамилия Еселевич, отца (светлая ему память) звали Геннадием, он тоже ашкеназ, родился в Баку в 1952 году. Его родители переехали в 30-е годы в Баку из-за антисемитизма. До иммиграции в Израиль мой папа работал инженером на заводе «Электроцентролит». К сожалению, он ушел из жизни в расцвете сил — в возрасте 57 лет, похоронен в Израиле, в Пардес-Хане. В столице Азербайджана также родилась и моя мама Галина. Она работала в отделе кадров в БАКСАНКОММУНТРАНС. Сегодня она проживает недалеко от меня, здесь, в Миннесоте. Так что вся моя связь с горско-еврейским сообществом идет только через мою маму. Мы репатриировались в Израиль в 1990 г. В США эмигрировали в 2005 г., когда я уже была замужем, и у нас родилась наша дочурка Алиса.
- Какие у тебя остались воспоминания о городе Баку? Ведь родиться в этом городе и носить гордое звание бакинца много значит…
- Я уехала в Израиль, когда мне исполнилось 12 лет. Успела закончить пять классов средней школы № 212 Наримановского района. Мы жили тогда в двухкомнатной хрущевке, на 5-м этаже. В семье было пять человек: родители моего отца, мои родители и я. Помню, как больная бабушка с трудом поднималась по лестнице на 5-й этаж, так как в нашем доме не было лифта. И ещё помню, что у нас была команда детей разных возрастов и национальностей, как мы все вместе играли в беседке возле дома. Как сейчас помню запах весны в Баку: сильный аромат земли, цветения, и ощущение морского ветра в лицо. Иногда, запах природы здесь, в Миннесоте, напоминает мне о нашем любимом незабываемом городе ветров.
- Я заметила, что в последнее время у молодого поколения горских евреев появился повышенный интерес к поиску своих корней, и у тебя тоже это явно прослеживается.
- Да, совершенно верно вы подметили. Поначалу я хочу пояснить, откуда же у меня появился интерес к изучению горско-еврейского сообщества. Когда я была маленькой, я не ощущала себя горской еврейкой. У нас дома не готовили традиционные кавказские блюда и не говорили на родном языке. Я выросла в светской семье, и хотя вера в Бога и присутствовала в нашем доме, это никогда не выражалось открыто. У меня сохранились отдельные воспоминания о моей бабушке, Динаре Бениаминовне Абрамовой (1920-2008), — и это все, что я помню про горских евреев Баку. Она готовила вкусные блюда и говорила на джуури, но так как мы не жили с ней вместе, воспоминаний осталось немного. По правде сказать, горско-евреское сообщество в детстве довольно сильно меня пугало. Это было связано со сравнительно невысоким уровнем образования — по сравнению с европейскими евреями. Мне не нравились стереотипные позиции этих людей, и сейчас я понимаю, что это тесно связано как с уровнем образования, так и с типом людей — легко доверчивых, открытых и ведомых. Соответственно, я отдалялась от наших традиций с самого детства.
- И в каком направлении ты начала поиски своих горско-еврейских корней?
- Сначала я искала информацию о горских евреях в интернете. Статьи на сайте STMEGI.com помогли узнать много нового о традициях сообщества, о горских семьях в разных регионах мира, а также найти правильные книги для дальнейшего исследования. Я читала литературу о горских евреях, разного рода антропологические исследования (например, книги Ильи Шеребетовича Анисимова). Главным в нашей семье по части генеалогии является Борис Бениаминович Абрамов (проживает в Тель-Авиве). Борис является родным младшим братом моей бабушки, и автором книги «Эхо предков — воспоминания потомков». В построении древа со стороны дедушки мне также очень помогла Зоя Ханукаевна Ильягуева (девичья фамилия Давыдова), родная племянница моего покойного дедушки, Рувина Рувиновича Исакова. У моего деда, оказывается, предки были раввинами в Еврейской Слободе (Куба). Как мне объяснили, дедушка является потомком известного рода Исхаки, но, к сожалению, у меня нет никаких доказательств, и я надеюсь, что кто-нибудь поможет мне в этом разобраться. Его отец, Рувин Исаков, сын раби Исака бен раби Ифраима. А его мать Сара Исакова (дев. фамилия Рафаилова) дочь раби Якова (Яхку) бен раби Рафаил бен раби Меир. Со стороны моей бабушки, Хаи Динары Бениаминовны Абрамовой, известно о её отце Бениамине Абаевиче Абрамове (1886-1963). Его настоящая фамилия Черкасов, родители — Абаи и Сипро. Но мне хотелось бы получить больше информации о наших предках. Например, почему у прадеда Бениамина была фамилия Черкасов — очень не типичная для горских евреев, действительно ли он был знаком с Багировым, и по какой причине была сменена его фамилия. Мать моей бабушки, Мазалут Илишаевна Абрамова, (1895-1965), дев. фамилия Рафаилова, её родители: Илишай Рафаилов и Динара Рафаилова (дев. фамилия Баазова). На основе информации, полученной от родных, я смогла построить генеалогическое древо на сайте MyHeritage. Традиционно горская община строго придерживалась эндогамии, что в результате приводило к внутрисемейным бракам. На моем древе показано, как в нашей семье неоднократно случались внутрисемейные браки. Сейчас я понимаю, что практика такого рода позволяет горско-еврейскому сообществу сохранить свой духовный генотип до наших дней. Это и может объяснить интерес молодого поколения горских евреев к духовности в наше время, что, например, очень не типично для других народов мира.
- Проживают ли поблизости от вас, семьи горских евреев, общаешься ли ты с ними?
- В штате Миннесота я знаю всего о нескольких семьях горских евреев. Например, о семье Эрика Сосунова: его отец, Яков бен Евдо бен Сосун, происходит из Кубы. Вот интересное совпадение: сын Эрика, Яков, и мой сын, Бен, с шести лет учатся вместе и тесно дружат. Очень тесно я общаюсь с Адой Эвертон (дев. Фамилия Симандуева) — внучкой известного бакинского раввина 50-х годов, раби Симанду (Симанду Симандуев: 1893-1958). Аду нарекли в честь его супруги Адасы. Она приходится дочерью их младшему сыну Нехамии Симандуеву (1941-2019), который, к великому сожалению, недавно скончался. Это была тяжелая утрата для нашей общины. Я общаюсь также и с потомками среднего сына раби Симанду, Иосифа. Ада Эвертон тоже пытается разобраться в своей родословной и составить древо семьи от раби Аhару (отец раби Симанду). Ей, как и мне, хотелось бы помочь связать семьи, и разыскать своих родственников. У меня есть идея создать огромное древо горских евреев и показать, как все семьи в итоге переплетаются друг с другом, и что на самом деле, все мы родные люди, но для этого необходим доступ к архивам Азербайджана и конкретно города Куба. Мне очень хотелось бы, чтобы люди не только писали добрые пожелания, а на самом деле понимали, что такое делать добро и любить ближних. Я ищу энтузиастов, которые верят, что такой проект возможен. Всегда есть надежда узнать информацию от людей, которые ещё живы и что-то помнят. Наверняка кто-то хранит какие-то записи или фотографии нашего слободинского дома. Будем надеться, что люди отзовутся. Если у меня есть какая-то информация о ваших родных, я с удовольствием ею поделюсь. Пожалуйста, напишите нам.
- Чем старше человек становиться, тем больше тянется к истокам. Видимо и у тебя, Диана, это и проявляется. Что бы ты хотела передать своим родственникам и всем, кто будет читать это интервью?
- Я мечтаю об объединении — не только нашего горского-еврейского сообщества, но и всего еврейского народа. Как последовательница Каббалы, я верю, что евреи несут свет в этот мир. Только объединение еврейского народа принесет мир и процветание всем народам мира. Это для меня единственная огромная цель. Чтобы упростить эту цель, я и начала свою работу со сплочения людей по интересам. Например, объединение русскоязычных женщин в штате Миннесота (Minnesota Marvelous Women’s Club), объединение КавкАзия(Caucasus-Asia Coalition of Minnesota) — коалиция, дающая возможность общаться русскоязычным людям, выходцам с Кавказа, из Закавказья и из Средней Азии, которым близка восточная культура. Используя платформу Фейсбук, мы с группой единомышленников организуем регулярные встречи и позволяем людям живое общение, без каких либо религиозных, национальных или гендерных предубеждений. Я от души желаю всем мира и процветания! Отдельное спасибо и вам, Хана, за огромный вклад в развитие нашего горско-еврейского сообщества!