|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Взгляд в прошлое: о связи евреев Мидии и Персии с горскими евреями

Взгляд в прошлое: о связи евреев Мидии и Персии с горскими евреями

Среди исчезнувших стран, связанных с историческим прошлым евреев Кавказа, можно выделить четыре: Ассирия, Вавилон, Хазарский каганат и Мидия. Речь в данной статье пойдет о последней из перечисленных. 

О проживании евреев в Мидии и Ирана можно найти в исторических источниках. И если говорить о теме «Иран и кавказские евреи», можно заглянуть в прошлое и проследить путь миграции евреев из Эрец-Исраэль в Вавилонию, Мидию, Иран, и затем уже на Кавказ. 

В 598−587 гг. до н. э. еврейское население Ирана пополнилось изгнанниками из Иудеи, они были уведены в Вавилонский плен по приказу Навуходоносора. Евреи расселялись по внутренним провинция и городам Ирана. О существовании еврейских общин во всех областях империи говорится в таких книгах, как «Книга Эсфирь» и книга Эзры.

Говоря об истории Азербайджана, несомненно, необходимо упомянуть о Мидийском царстве.  Как историческая область, Мидия в древности охватывала территорию, ограниченную на севере рекой Араксом и хребтом Эльбрус, к югу от Каспийского моря, на востоке пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями Загроса. Письменные источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии, которое было неоднородным и в культурном отношении. Если среди ираноязычных племен главным занятием было скотоводство, что обусловлено территорией проживания, то в земледельческих областях Северо-Западной Мидии отмечен относительно высокий уровень развития.

Мидийское царство было основано в VII в. до н.э. в результате антиассирийского восстания, поддержанного киммерийцами и скифами. В союзе с Вавилонией Мидия разгромила Ассирийскую державу, завоевав Урарту, Северную Месопотамию, Парфию, Персию и часть Малой Азии, разделив сферы влияния в Передней Азии с Лидией.  Последнее упоминание о Мидии как самостоятельного государства со столицей Экбантан (ныне Хамадан, Иран) относиться к 1 веку до н.э. В 550 г. Персы, во главе которых стоял царь Кир II (558 — 529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов, покорили Мидийское царство и присоединили к Персидской державе.

Царь Кир, основав Персидскую империю смог радикально изменить вавилонскую политику по отношению к покоренным народам. В т.ч. и к евреям, которым разрешил вернуться на родину предков и дал возможность восстановить Второй Иерусалимский Храм, предоставив им свободу перемещения и вероисповедания. Следует отметить, что евреи, живущие в подвластных Ирану областях, испытывали сильное влияние фарси - языка ираноязычных народов, их религии и культуры.

При правлении Сасанидов (224 – 642 гг. новой эры) численность еврейского населения Ирана значительно увеличилась за счёт миграционных процессов. Иран при Сасанидах начал вести захватническую политику на кавказском направлении. И, конечно же, им для защиты своих интересов на новых территориях необходимы были преданные воины. Среди них в первых рядах были мидийцы и евреи, которых правители Ирана и начали расселять вдоль побережья Каспийского моря – ныне территория Азербайджана и Дагестана.

В 641 г. нашей эры армия Сасанидов была полностью разгромлена арабами – мусульманами и Иран превратился в провинцию великой арабской державы. И соответственно, зороастризм – как религия Ирана, и другие вероисповедания начинают постепенно вытесняться исламом. С этого времени правовой и политический статус евреев Ирана, как и всего остального немусульманского населения, определяется дискриминационными законами о земле. С этого периода для евреев начинается новая эра. Во-первых, начинается массовая миграция евреев в другие страны: Афганистан, Туркменистан, Самарканд, Бухара, Курдистан, Кавказ, Египет и Индия. И, во-вторых, вплоть до 1920 г. по отношению к евреям применялись бесчисленные религиозные и социальные ограничения.  XIX век ознаменовался массовой эмиграцией евреев Ирана и соседних стран в Эрец-Исраэль.

Благоприятные изменения в положении иранских евреев произошли в правление Музаффар-Этдина (1896−1907) и были связаны с конституционалистским движением в Иране. В Иране стали появляется сеть современного общего и еврейского образования, это, конечно же, способствовало повышению образовательного уровня евреев Ирана: были открыты еврейские общественные организации, построены синагоги и издаваться периодические издания на еврейско-персидском языке. В 1898 году в Тегеране была открыта первая еврейская школа, а к 1904 году ещё пять в таких городах, как: Хамадан, Исфахан, Сенн, Шираз и Керманшахе.

Быстрое экономическое развитие Ирана при Мохаммеде Резе Пехлеви (1941−1978) привело к улучшению материального положения иранского евреев, занятых главным образом в торговле, ремесленном производстве и на государственной службе. При содействии общества «Оцар ха-Тора», с 1944 года стала появляться обширная сеть религиозных еврейских школ. С 1948 года издавались еженедельники «Алам-и-яхуд» (Тегеран, 1950−1959) и «Синай» (1950−1951). В 1958 году в Тегеране была открыта еврейская больница. Наладились дружеские отношения между Ираном и Израилем, а также с соседним Азербайджаном, с которым евреев связывали торговые, экономические и родственные связи. В те годы между Ираном и Азербайджаном существовала автомобильная, железнодорожная и морская связь.

Исламская революция 1979 года привела к установлению над страной контроля шиитского духовенства: все связи Ирана с Израилем были прерваны. Иран сразу же превратился во врага Израиля, что вызвало массовую эмиграцию евреев. Торговые связи с Израилем, достигшие в 1978 году экспорта израильских товаров в Иран стоимостью в 97,1 млн. и импорта из Ирана в 7,8 млн. долларов, с 1980 года прекратились. Фундаменталисты начали вести бешеную антисемитскую пропаганду, евреи регулярно подвергались нападениям. В 1979−1984 году около 55 тысяч евреев покинули Иран. Интересен факт, что с Кавказа именно в эти годы (и даже ранее с 1970-х гг.) началась эмиграция горских евреев.

В настоящее время общая численность иранских евреев в мире, как субэтноса, насчитывает примерно 350 тысяч человек. Одна из крупных общин иранских евреев проживает в Израиле - от 200 -250 тысяч человек. В США – 80 тысяч, а Австралии – 750 человек и в Иране более 30 тысяч человек. Евреи Ирана говорят на еврейско-персидском языке джиди, напоминающий горско-еврейский язык джуури - с одинаковым диалектом фарси.  

Если говорить о связях евреев Кавказа и Ирана, можно проследить немало сходства в языке, менталитете, и историческом прошлом. Предки горских евреев, как иранских были изгнанниками из Иудеи, уведенные в Вавилонский плен. До революции будущие раввины Кавказа получили религиозное образование в ешивах Тегерана и Багдада. Значит, в прошлом связь между евреями Кавказа и Ирана не была прервана. И Слава Всевышнему, в настоящее время евреи Кавказа и Ирана в большинстве своем вернулись на историческую Родину. Они стали израильтянами, и могут спокойно жить в еврейской стране, о возращении в которую на протяжении 2,5 тысяч лет мечтали наши предки.

Похожие статьи