|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

Александр Данов: художник, которого узнал мир

Александр Данов: художник, которого узнал мир

Горско-еврейский народ богат талантливыми людьми, по-настоящему увлеченными искусством, живописью, литературой. Однако среди них не так много персон с мировым именем, широко известным за рубежом. Художник, о котором я хочу рассказать, принадлежит именно к этой категории людей.

Александр Николаевич Данов в настоящее время проживает в Германии, в Дюссельдорфе. Его работы демонстрировались за последние 60 лет более чем на 500 международных, групповых и персональных выставках в СССР, Чехословакии, Великобритании, Франции, Австрии, Люксембурге, Италии, Японии, США, Канаде, Австралии, Нидерландах, Бельгии, Израиле и Германии. Александр Николаевич являлся членом Союза художников СССР. В сентябре 1975 года он принимал участие в знаменитой ленинградской выставке живописи, графики и скульптуры во Дворце культуры «Невский», где представил восемь своих произведений. Около 400 живописных и графических его работ, а также изделия из керамики, хранятся в государственных музеях России и Германии. О художнике часто пишут зарубежные СМИ, но на родине о нем, к сожалению, знают в основном только профессионалы. Александр Николаевич любезно согласился дать интервью читателям портала СТМЭГИ.

                                                                                ***

 - Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, о себе.

- Я родился в Махачкале 6 октября 1941 года. Мама позже вспоминала, что в этот день город бомбили немцы.

- Кем были ваши родители?

- Мама, Софья Хануновна Данова (урожденная Шаулова), — преподаватель истории, русского языка и литературы. Мой дед, Ханун Шаулов, был женат на Гюржи Исаковой, грузинской еврейке. Раньше они носили фамилию Саакадзе.

- Вы «дитя войны». Наверное, она оказала влияние на всю вашу жизнь.

- Конечно. Отец ушел добровольцем на фронт в 1941 году. Нам не суждено было увидеть и узнать друг друга. Но с отцом связана трагическая история. В детстве я всегда знал, что мой отец, Данов Николай (Нисан) Мардахаевич, 1911 г.р., погиб в ноябре 1941-го, защищая Севастополь, похоронен на Малаховом кургане. Имя отца было высечено там на обелиске. Но в 1956 году мама получила известие, что отец пропал без вести. Так мы считали и в последующие годы. Все послевоенные годы я и моя старшая сестра Маргарита получали пенсию за погибшего отца. В 1960 году я уехал в Ленинград, а в 1967-м забрал к себе маму. Начали переоформлять пенсию в связи с переездом и вновь подняли дело отца. И нам написали, что Данов Н.М. пропал без вести 8 июля 1942 года.

Уже в 90-е годы, проживая в Германии, я получил информацию из газет, что мой отец, будучи раненым, попал в плен и находился в лагере в поселке Штраупитц, недалеко от города Котбус. Отец был партийным, проводил в лагере агитацию, его расстреляли в числе первых. Этот лагерь находился на территории бывшей Германской Демократической Республики. В советское время там установили памятник, на котором были выбиты имена погибших, в числе которых первым стояло имя моего отца. В 1990 году я поехал на место гибели отца. Раньше за могилой ухаживали школьники. Сейчас же ничего этого не делается. К большому сожалению, повторно посетить могилу отца мне не удалось.

- Как вы начали заниматься живописью? Где получили образование?

- Рисовал я всегда, с самого детства. Когда был школьником, мама меня записала в изостудию при доме пионеров. Студию я посещал в 4-6 классах средней школы. А затем оттачивал мастерство в студии народного творчества, в студии при Союзе художников в Махачкале, где преподавали такие известные дагестанские художники, как Дмитрий Акиндинович Капаницын и Джемал Абдул-Меджидович Муэддин-Араби. Мы писали этюды, морские пейзажи, автопортреты и т.д. Во время учебы в студии я получал на выставках премии, призы. Моя сестра Маргарита тоже художник, выпускница Дагестанского художественно-изобразительного училища, она преподавала рисование в школе.

- Где вы учились после окончания средней школы?

- В 1960 году, как я уже говорил, уехал в Ленинград и в 1961-м поступил в Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, которое закончил в 1967 году. Впоследствии преподавал живопись там же и работал в институте «Ленпроект», а затем стал руководителем организации монументально-декоративного искусства в архитектуре Ленинграда.

- Можете назвать самые примечательные свои работы? В какой технике вы в основном работали?

- Работ было очень много. Всего и не вспомнишь. В 1963-м, 1964-м и в 1966-м годах в Музее изобразительных искусств Дагестана проводились мои персональные выставки. Их открывал поэт Расул Гамзатов. В 1976 году там же была организована персональная выставка, на открытии которой присутствовали министр культуры Дагестана Абдулатип Юсупович Гаджиев и директора музея Патимат Гамзатова. Был издан каталог этой выставки. В 1976-1977 годах я расписал торговый центр в городе Буйнакске. В одном из ресторанов Дагестана я расписывал весь интерьер в фаянсе: в зале было пять стен, каждая из которых имела площадь 6x2,7 м. В селе Касумкент Сулейман-Стальского района также были мои керамические панно. Думаю, что сегодня ничего не сохранилось (возможно, правда, некоторые работы находятся в частных руках). В собрании новгородского музея хранятся десятки моих работ, есть они в Музее истории Ленинграда, в Русском музее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Музее Достоевского, вологодском музее, Дагестанском музее изобразительных искусств, а также в музеях Германии. На сегодняшний день издано больше 80 каталогов персональных выставок и четыре монографии.

- В каком жанре вы работаете?

- В основном фигуративная живопись с большим количеством символики. Последние 40 лет отстаиваю «новый ренессанс» в изобразительном искусстве.

- Расскажите о своей семье.

- Моя супруга, Татьяна Данова (дев. Колосова), — выпускница ЛВХПУ им. Мухиной. Она работала преподавателем текстильного института в городе Ленинград: вела старшие курсы, дипломную практику, курировала дипломные работы. В 1977 году ей предложили развестись со мной. Но она отказалась и подала заявление об уходе с работы. Мы с ней вместе вынуждены были эмигрировать, так как в 1978 году были лишены гражданства. Мы выехали в Вену. Оттуда хотели поехать в Париж. Но один мой друг, Леонид Фишельсон, врач по профессии, посоветовал перебраться в Германию. Он сказал: «Если не понравится, в Париж всегда успеешь уехать». Честно говоря, отправляться в Германию душа не лежала, но мы все же решились. Денег у нас, конечно, не было. Вначале было трудно. Вскоре получил мастерскую в доме художников и так и остался жить в Дюссельдорфе. Сейчас работаю в Дюссельдорфе и в Париже.

- Большое спасибо за интервью, желаю дальнейших успехов в творчестве!

P.S. Выражаю благодарность друзьям детства Данова А.Н. Игорю Билалову и Григорию Абрамову за помощь. Желающие познакомиться с творчеством художника могут посмотреть его работы на сайте http://www.danov.de.

Похожие статьи