|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Жизненный путь Бебе-Рафоила Рафаилова

Жизненный путь Бебе-Рафоила Рафаилова

Есть на свете уникальное место, которое многое значит для каждого человека - это родительский дом. Как много у нас связано с ним, ведь здесь прошли лучшие годы жизни - наше детство и юношество. Увы, наступает время, когда приходится расставаться не только с родительским домом, но и дорогими сердцу людьми – дедушками, бабушками и родителями. И только в воспоминаниях можно наверстывать то, что уже, увы, никогда не вернешь. 

В горско-еврейском этносе есть группа, которая именуется как «губеи», т.е. кубинские евреи. Услышав это слово, сразу же пред глазами возникает живописный поселок Красная Слобода, расположенный у журчащей, как пение птиц, вод реки Гудиал-чай.  Немало людей, которые оставили о себе добрую память и стали знаменитыми на весь мир, родились в этом поселке.

Когда-то здесь было оживленно и улицы были заполнены детишками из многодетных семей. И из каждого дома доносилась родная речь и ароматный воздух от варки варенья, свежеиспеченного хлеба и готовящихся блюд национальной кухни.

Герой данной статьи Рафоил Рафаилов родился в 1898 г. в поселке Еврейская Слобода.   У его родителей Ишая и Хувор было пятеро детей: трое сыновей - Сухма (Симха), Рафоил,  Ешво (Иешуа)  и  две дочери -  Сара и Либо. Глава семьи ушел из жизни в молодом возрасте. Его супруга Хувор осталась вдовой в 26-летнем возрасте с малыми детьми на руках. В то время в большинстве своем горско-еврейские женщины были домохозяйками, кормильцами были мужчины, и его уход был огромной потерей для семьи.    

Каждое раннее утро Хувор направлялась в лес и собирала хворост, которым разводила огонь в «тэну» – специальной яме для выпечки хлеба с глиняными стенами с осколками красного кирпича, её устанавливали в земле. Продавать горячий хлеб в поселке помогали её старшие дети. Так шли годы. Дети подрастали, жизнь шла своим чередом. Однажды молодая женщина замесила тесто для хлеба и принялась готовить «тэну»: разожгла хворост, развела большой огонь и стала ждать, когда хворост превратится в раскаленные угли.  

Вдруг она увидела, как маленький Рафоил - видимо, он играл поблизости - оступился, и одна его ножка провалилась в горячую яму. Мать мгновенно вытащила малыша, но, к сожалению, он успел наступить на горячие угли и все пальчики на правой ступне съежились один за другим, и поэтому на протяжении всей своей жизни он не мог наступать на ступню целиком, слегка прихрамывая, ходил с тросточкой в руке. 

В те времена мальчики взрослели рано. Старший брат Сухма, фактически заменил отца - помогал во всем матери, а младшие дети его слушались, уважали и всегда советовались с ним. Он обзавелся семьей в 16 лет, как было принято в прошлом. Родственник жены помог ему получить профессию портного, и с годами Сухма хотел обучить этому ремеслу и своих младших братьев. 

Ешво, как и брат, тоже выбрал профессию портного, а вот Рафоил был непоседой. Ему не хватало усидчивости для сидячей работы, и он постоянно убегал на улицу играть с соседними мальчишками, хотя обладал тонкой натурой и острым умом. Наверное, поэтому старший брат Сухма решил дать Рафоилу другую профессию и, так как сам хорошо разбирался в коврах, отправил брата в возрасте восьми лет учиться и жить к мастеру ковроткачества и эксперта по коврам Овроому – Мухоилу в город Баку. Эта учеба и определила дальнейшую жизнь мальчика. Со временем он станет одним из лучших специалистов по оценке ковров в Азербайджане.  

Годы шли. Сухма также продолжал помогать матери, сестра Сара вышла замуж, однако ей не довелось  испытать семейного счастья, она скончалась молодой при первых родах. Поэтому, когда у Рафоила родилась первая дочь, он назвал её в честь сестры Сарой, но обращался к ней всегда ласково «Гегей», что в переводе с джуури означает «сестренка».

В те годы в горско-еврейских семьях принято было жениться в молодом возрасте. В свою спутницу жизни юноша влюбился с первого взгляда. Это была худенькая, небольшого росточка, очень красивая с длинными густыми косами девочка по имени Хана. Он случайно увидел ее, когда она играла с подружками на улице.  

Как-то раз юноша решился подойти с признанием в любви, и пообещал, что если она не согласится выйти за него замуж, то он ее похитит. Бедная девочка была сильно напугана и от страха, что какой-то юноша заговорил  с ней и грозит  похитить ее, захворала и слегла. Родители Ханы не знали причину неожиданной болезни дочери. Девочка выглядела очень бледной и напуганной, и после долгих расспросов Хана рассказала своей маме истинную причину, из-за которого она боится выходить на улицу. При таком неординарном случае родители девочки решили обратиться к маме Рафоила, объяснить положение дел. Бабушка Хувор рассказала о случившемся своему старшему сыну Сухме  и они приняли правильное решение для того времени. Мама со старшим братом договорились с родителями девочки поженить их, но т. к. Хана была еще очень маленькая и щупленькая, прошло еще какое-то время, пока девочка поправилась. Вскоре  сыграли свадьбу, а так как невеста была очень хрупкая, Сухма - брат Рафоила взял юную невесту на руки как маленького ребенка и привел в дом жениха. Живя в семье будущего мужа, она, фактически, была еще одним ребенком в их доме и росла вместе с остальными детьми. Спала она до подрастания со своей будущей свекровью, бабушкой Хувор, в обнимку, считая ее своей второй матерью.    

В 1920 году у Рафоила и Ханы (ей тогда исполнилось 16 лет) родился первенец Исог — Исак. Мальчик был крупным, роды были тяжелыми, проходили дома, в те времена родильных домов не было, принимала роды повитуха и знахарка «Момоча-Сарах». Ребенок получил родовую травму ДЦП.

Когда родилась старшая дочь Сара-Гегей в 1924 году, Рафоил приобрел двухэтажный дом с балконом на центральную улицу Слободы и открыл ковровый магазин. Хана подарила ему 13 детей, но выжили всего семеро –  две дочери и пятеро сыновей. Сыновья: Ильягу - 1929 г.р., Симон - 1935 г.р., Год - 1937 г.р., Хагай - 1939 г.р. и дочь Роза – 1943 г.р.

Рафоил был смелым предприимчивым человеком с коммерческой хваткой. Верхом на коне он ездил по горным аулам, скупая ковры ручной работы и антиквариат, а затем перепродавая их. Советская власть к тому времени укрепилась по всей стране. Были тяжелые для всей страны двадцатые - тридцатые годы ХХ века, годы коллективизации и жестокой борьбы с бандитизмом. Именно в эти годы у Рафоила был ковровый магазин, где он официально работал для советской власти в качестве скупщика старинных ручных ковров, их отправлялись поначалу в Россию, а оттуда уже за границу за валюту для поддержки экономики страны. Однако это не мешало советской власти причислять таких талантливых людей к буржуям и врагам народа, и чтобы выжить в таких условиях, человеку необходимо было проявить выдержку, стойкость и мудрость.

Чтобы описать жизнь Бебе-Рафоила (так называли его в семье) можно создать роман или фильм с захватывающим сюжетом: арестами, заключением в тюрьму, затем снова восстановление в работе и выживание в жестких условиях советской торговли с всевозможными запретами.

В этот список можно включить и случай, когда на него напали и ранили в ногу разбойники. Однажды он возвращался на лошади с одной из поездок по горным районам, нагруженный коврами и имея при себе крупную сумму денег. Вдруг до него донесся стук лошадиных копыт и крики бандитов. Рафоил пришпорил лошадь, но бандиты открыли стрельбу и ранили его. Тогда он, чтобы спасти товар, вытащил из одного из карманов пачку денег и выбросил их на ветер, чтобы грабители стали их собирать и замешкались. Так ему, уже раненному, удалось добраться до близлежащего села и постучаться в первую попавшуюся дверь. Хозяева дома — совершенно незнакомые люди, азербайджанцы, помогли ему, приютили и выходили. Из-за большой потери крови он два дня был без сознания. Когда эта весть дошла до Слободы, несколько жителей дали зарок держать пост «таанит» в честь избавления его от опасности. Это говорит, насколько уважаемым человеком был Бебе-Рафоил.

Каждому из своих детей глава семьи старался дать достойное образование и хорошую специальность: Ильягу стал врачом – кардиологом, Галя-Сара - фармацевтом, Симон – известным ювелиром, Год закончил факультет товароведения и заведовал магазином в г. Баку, Хагай стал поначалу поваром, а затем кассиром в строительной организации. У каждого из них - своя история жизни. Когда Год сообщил отцу, что хочет продолжить его дело – заниматься скупкой и торговлей коврами, Рафоил поначалу пытался отговорить сына. Ведь профессия эта в годы советской власти была чревата постоянными опасностями и ограничениями.

Специалистов, торгующими коврами и антиквариатом, в Красной Слободе было всего несколько человек. За ними обычно следили органы. Однажды одного из них во время сделки арестовали. И когда стали проверять остальных, они сговорились и решили подставить уже пожилого Рафоила, для которого арест стал шоком. Ему было стыдно пред своей семьей, что в преклонном возрасте он попал в тюрьму и потерял независимость. Освободился он из заключения с подорванным здоровьем и прожил после этого всего несколько месяцев. Ушел из жизни Бебе-Рафоил 28 июля 1969 г., провожала его вся Красная Слобода.

Ныне его потомки проживают в разных странах мира и свято чтят память о своем предке, жизненный путь которого был тернист и непрост. Внуки, которым довелось застать в живых Бебе-Рафоила, запомнили его красивым статным мужчиной со строгим лицом. Но строгость его была не в характере, он всегда улыбался, когда общался со своими внуками, а от тех испытаний в жизни, что ему были предписаны судьбой.

Выражаю благодарность за предоставленный материал для статьи внучке Бебе –Рафоила Светлане Гавриловой из г. Мигдаль-Эмек (Израиль).

Похожие статьи