|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

К Дню памяти и скорби: 22 июня и горско-еврейские герои

К Дню памяти и скорби: 22 июня и горско-еврейские герои

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Страну Советов. Жизнь миллионов людей изменилась, тысячи добровольцев пошли в военные комиссариаты записываться на фронт. Война не обошла ни одну семью. С этой даты пошел отсчет гибели и страданий миллионов жителей Советского Союза. Об этом нужно помнить. Поэтому нам так важны воспоминания тех очевидцев, которые помнят, как это было.

Дадашев Яков в Будапеште.jpg
Яков Дадашев в Будапеште

Ныне живущий ветеран ВОВ Яков Бенсионович Дадашев родился в Дербенте в 1922 году. В июне 1941 он окончил школу. Он вспоминает: «В школе мне легко давались математика и физика, и, поэтому я собирался поступить в электротехнический институт. Но помешала сбиться моему желанию начавшаяся война с Германией, начало которой я хорошо помню. 22 июня 1941 года, ровно в 12 часов дня, я собрался идти купаться на море. Только что вышел из дома, как из репродуктора соседей услышал: “В 4 часа утра сегодня фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну…”. Окончилось это выступление словами: “Наше дело правое, мы победим”. Выступал нарком иностранных дел Молотов. Я немного призадумался, вышел на улицу и стал идти к морю. По дороге, недалеко от школы, где я учился, встретил нашего директора, Ивана Еремеевича Осипова, и рассказал ему об услышанном. Он сразу побледнел. Это известие наш директор встретил с большой тревогой. Ему было 35 лет. Иван Еремеевич растил двоих детей школьного возраста и, конечно, лучше, чем я, понимал, какие страдания может принести эта война. Война задела нашу семью, как и всю страну. Отца призвали на фронт в июле, на второй месяц войны. Я и мои бывшие одноклассники уже на второй день войны просились на фронт добровольцами, но нас — меня, Дмитрия Бобова и Михаила Куликова — призвали в армию только в декабре 1941 года и сразу направили на учебу в Высшее тбилисское артиллерийское училище. Дома осталась моя мать с тремя детьми: Розой, 16 лет, Ханухом, 10 лет, и двухлетним Рувином.

По окончании училища меня направили на фронт. Я воевал на Кавказе, на Украине, в Чехословакии, Югославии, Венгрии и закончил войну в Австрии 9-го мая 1945 года. На фронте я был трижды ранен. Особенно тяжелое ранение я получил 31 января 1945 г. в боях у озера Балатон в Венгрии. Ранение было проникающим, с повреждением желудка, тонкого и толстого кишечника. Молодость, быстрая доставка на операцию, выпитая кружка водки при завтраке за полчаса до ранения, как говорил хирург, спасли меня. Правда, я лечился долго, три месяца, побывав во многих госпиталях Венгрии и Югославии. Об этой войне можно писать целую книгу. Хочется, чтоб в мире больше не было войны никогда и нигде».

Яков Дадашев за боевые заслуги был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной Войны первой и второй степеней, медалями «За боевые заслуги» и «За освобождение Белграда».

                                                      ***

Бинаев Борис - Беново.JPG

В первый же день войны мощный удар фашистов приняла на себя Брестская крепость. В числе ее защитников был уроженец Дербента Борис Асаилович Бинаев — кадровый офицер, помощник начальника штаба пограничной комендатуры 88-го пограничного отряда Советской Армии.

На второй день войны, 23 июня, Борис Бинаев пропал без вести со своими красноармейцами-пограничниками, принявшими на себя первый яростный удар фашистских захватчиков. В настоящее время, после рассекречивания некоторых документов, выявились дополнительные сведения: Бинаев попал в плен, но где именно — неизвестно. В плену старший лейтенант скрыл свою принадлежность к пограничным войскам НКВД и свое вероисповедание. Содержался Борис Асаилович в Stalag 325 (лагерный номер 4084). Лагерь Шталаг 325 находился на территории Польши, в Замостье. 29 апреля 1942 г. был передан службе безопасности (СД – гестапо). Дальнейшая судьба старшего лейтенанта Бинаева точно неизвестна, но можем предполагать, что она была трагична.

                                                                ***

пинхасов фото.jpg

Полковник Хаскиль Шабаевич Пинхасов — кадровый офицер, политработник, прошёл две войны. Лейтенант Хаскиль Пинхасов с оружием в руках встретил первый день войны и испил эту горькую чашу сполна: воевал там, куда посылали, был несколько раз ранен, контужен, лежал в госпиталях, а, выздоравливая, вновь отправлялся в бой. На рассвете 22 июня 1941 года он был среди тех, кто первым принял на себя удары немецких войск, так как в начале июня полк, в котором он служил, был переброшен в район Скуляны на реке Прут на румынской границе. Несколько дней полк удерживал позиции и лишь по приказу отошёл в направлении города Бельцы. Здесь полк держался несколько дней, ведя кровопролитные бои против значительно превосходящих сил противника. Фашистам был нанесён большой урон, но и наши бойцы понесли немалые потери. В напряжённый момент одного из боёв, когда был тяжело ранен командир батальона, Хаскиль Шабаевич взял на себя командование подразделением и организовал решительный отпор гитлеровцам, пока не получил приказа об отходе на новую позицию. Отступая с тяжёлыми боями в составе 9-й армии, части и подразделения 74-й стрелковой дивизии нередко попадали в очень сложные ситуации. В районе Дебальцево в Донбассе нашим войскам удалось занять прочную оборону и продержаться до лета 1942 года.

Осенью 1942 года полк, которым командовал Хаскиль Пинхасов, вёл бои в Кабардино-Балкарии и держал оборону в районе селения Кызбурун. В конце октября гитлеровцы перешли в решительное наступление, пытаясь до холодов завладеть грозненской нефтью, препятствием на пути к которой был город Нальчик. За него шли ожесточённые бои, в одном из которых Пинхасов получил ранение, но остался в строю. Затем Х. Пинхасов стал политработником 295-й стрелковой дивизии. В 1943 году отважный боец участвовал в освобождении не только Нальчика, но Ставропольского и Краснодарского краёв. Но имя Хаскиля Пинхасова всегда связывают с освобождением Нальчика, называют его «легендарным освободителем».

Светлая память всем освободителям!


Похожие статьи