ЦАВ
ШАБАТ ЗАХОР
В шабат перед праздником Пурим читаем Тору по двум свиткам – недельную главу «Цав» и заключительные строки главы «Ки тецэ».
Буквальное значение слова «цав» – приказ, но здесь оно означает побуждение к исполнению заповеди жертвоприношения в Храме (Раши).
Это продолжение предыдущей главы «Ваикра» о жертвоприношениях в Храме. Жертвы – «зэвахим» имели разный уровень святости. Самый высокий уровень был у жертвы «кодшей кодашим». Это жертвы всесожжения «ола», затем идут грехоочистительные жертвы «хатаот» и общественные мирные жертвы «шалмей цибур». Жертвы «ола» искупают грех за невыполненную заповедь, в отличие от жертвы «хатат», которая приносится за невольно совершенный грех.
У «кодашим калим» (от «каль» – лёгкий) уровень святости ниже.
Сюда относятся жертва Песаха – «корбан Песах», десятина от животных – «маасэр беhема», жертва первенцев животных – «корбан бэхор», «шалмей яхид» – индивидуальные жертвы и благодарственная жертва – «корбан тода».
Мирная жертва «шламим» названа «трапезой мира», поскольку мирная жертва олицетворяет собой гармонию, существующую между Творцом, коhенами и человеком, приносящим жертву (Раши).
Жертва «минха», хлебное приношение, состояла из белой просеянной муки высшего качества с оливковым маслом, выбитым вручную (шемен катит) и благовониями. Часть её сжигали на жертвеннике, а из оставшегося, не дав муке закваситься, выпекали мацу, которую ели коhены.
Все жертвы приносили с солью, так как соль обладает удивительным свойством сохранять продукты от порчи. Соль не гниёт, не разлагается и не исчезает совсем, путём выпаривания её можно вернуть в прежнее состояние.
Евреи, свободные от ритуальной нечистоты, имели право есть жертвенное мясо. Днём они предварительно окунались в воды миквы, и только вечером, после выхода звёзд, наступало их полное очищение. Мясо «кодашей калим» ели коhены, левиты и «исраэли», как мужчины, так и женщины.
Кожа жертвенных животных «кодшей кодашим» принадлежала коhенам, а «кодашим калим» – принёсшему жертву, однако кожа «олот» тому, кто сжигал жертву.
После разрушения Храма Учителя еврейского народа обязали нас ежедневно изучать порядок жертвоприношений. В настоящее время ежедневное чтение в утренней молитве мишны «Зэвахим» приравнивается к тому процессу, который происходил в Храме. Да будет он отстроен вскоре, в наши дни!
Одна из самых важных для евреев жертв была благодарственная жертва.
Сказал р. Йеhуда от имени Рава: «В четырёх случаях следует благодарить Всесильного: после возвращения из морского путешествия, после перехода через пустыню, после исцеления от болезни и после освобождения из тюрьмы».
Вместо благодарственной жертвы мы читаем в миньяне (10 евреев старше 13 лет) благодарственную молитву «Биркат hа-гомэль» за чудо спасения от смертельной опасности (Бэрахот 54-б).
Обязаны благословлять за избавление от опасности после полёта на самолёте и после пребывания в больнице не менее трёх дней.
Одэ Ад-най бэхоль левав, бэсод ешарим вээда.
Барух Ата Ад-най, Эло-эну Мэлех hаолам,
hагомэль лехаявим товот, шэгэмалани коль тув.
Отвечают на это:
Амен! hа-Эль шэгэмалеха коль тув, у игмолха коль тув, сэла.
Благословен Ты, Господь, Б-г наш Царь Вселенной, творящий добро даже грешным, за то, что облагодетельствовал меня добром.
Отвечают на это:
Амен! Пусть Тот, Кто отнёсся к тебе благосклонно, пошлёт тебе всяческие блага.
Как сказано: «Тот, кто мудр, будет помнить это, и размышлять над благодеяниями Господа (Теhилим 107:43).
По велению Всевышнего Моше посвятил к служению Аhарона и его сыновей за семь дней до возведения Храма. «И возлил масло на голову Аhарона и помазал в знак освящения» (Ваикра 8:12).
Часть масла стекла по щекам и две капли повисли на бороде. Моше и Аhарон испугались, что осквернили священное масло, но услышали «Бат Кол», Небесный Голос: «hине ма тов ума наим шевет ахим гам яхад» – вот как хорошо и приятно сидеть братьям вместе (Теhилим 133).
Тогда они успокоились (Орайот 12а), а мы, собравшись за одним праздничным столом, соединяем наши руки и поём эти слова. Сегодня это одна из самых любимых песен братьев по крови и братьев по духу в Израиле. Каждый день мы своей молитвой совершенствуем и укрепляем этот мир.
Наши орудия труда, наши инструменты, которыми наделил нас Всевышний для этой важной работы – заповеди Торы. Следует изучать их и старательно исполнять.
Раби Шаммай говорил: «Изучение Торы должно быть главным твоим занятием. Говори мало, но делай много. Будь приветлив со всяким» (Пиркей авот 1:15). Рабби Эльазар говорил: «Усердно изучай Тору. Знай, что ответить вероотступнику. Знай, перед кем трудишься, ибо надежен хозяин, оплатит твой труд» (Пиркей авот 2:19).
Каждый еврей обязан изучать Тору. Освобождены от этой мицвы только рабы, маленькие дети и женщины. Для женщин это «зман грама» (ограничение во времени), у них нет возможности уделять время, необходимое для ухода за детьми и для домашних забот, на ежедневные занятия Торой.
Мужчины, богатые и бедные, даже нищие, обязаны изучать Тору, как в юности, так и в глубокой старости, до самой смерти.
Маленьких детей должен обучать отец. Если сам не может, то нанимает учителя. Отец обязан обучать не только своих детей, но и детей своих детей. Более того, пишет Рамбам (Законы изучения Торы, 1:2), что каждый праведный еврей обязан обучать не только своих, но и чужих детей или же содействовать их обучению.
Начинаем обучать детей грамоте с того возраста, когда они в состоянии отличать одну букву от другой и повторять за нами «Шма, Исраэль».
С пяти лет обучаем Письменной Торе, в десять — Мишне, в тринадцать — заповедям, в пятнадцать лет — Талмуду (Пиркей авот 5:25).
Время учёбы, как пишет Рамбам, следует разделить на три части. Первую посвящаем Письменной Торе, вторую — Устной, а третью — Мусару (этике), исследованиям современных авторов, еврейской истории и языку Торы.
Какой бы деятельностью ни занимался человек, физической или умственной работой, хотя бы час в сутки он должен выделить для Торы. Лучше всего, если есть возможность посещать уроки раввина или заниматься с товарищем в хавруте.
Для учёбы следует установить определённое время днём и ночью. Однако Письменную Тору нельзя изучать с момента выхода звёзд до полуночи. Изучать Тору следует в чистом помещении. Во время урока нельзя есть, но можно пить.
Всевышний дал нам этот прекрасный мир, где мы любим, где нас любят. Этот мир, где мы сажаем деревья и строим дома. Этот мир, где мы исполняем заповеди и помогаем другим их исполнять.
Как хорошо, когда братья вместе!
После чтения недельной главы открываем книгу «Дэварим»
Читаем: «Помни (Захор!), что сделал тебе Амалэйк на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурён и утомлён, и не побоялся он Б-га. И вот, когда успокоит тебя Г-сподь, Б-г твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь» (Дэварим 25:17-19).
Когда еврейские колонны шли через пустыню, женщины с детьми и старики не поспевали за основной массой. Об этом узнал Амалек сын Элифаза, он призвал 1080 колдунов и вызывающих духов, вооружил их и напал на женщин и детей, отставших в пути. Амалекитяне убили всех, кто находились арьергарде, уставших и измученных дорогой.
Тогда Моше рабену приказал своему ученику Иеhошуа собрать отряд и сразиться с врагом. Битва продолжалась с утра до вечера, много амалекитян осталось лежать на земле, но Амалек с небольшой группой бежал. А евреи получили заповедь помнить об этом событии, ибо многие века амалекитяне будут стараться уничтожить еврейский народ.
Отцом Амалека был Элифаз, сын Эсава, а матерью Тимна, наложница и она же дочь Элифаза, которую ему родила жена Сеира. Амалек родился от преступной связи и оказался братом своей родной матери (Мидраш Раба, Насо 14:10).
Впоследствии несколько семей амалекитян скрылись в Закавказье и спустя века стали частью армянского этноса, а другие добрались до области Ашкеназ и ассимилировались среди германских племён (См. клинописи Дария 1 и «Анабасис» Ксенофонта). Потом они оказалась в Англии, в Скандинавии, на севере России и расползлись они по всему миру.
Гиюр доступен для всех, но раби Элиэзер был категорически против того, чтобы принимать в общину наследников Амалека, желающих принять на себя бремя Торы. (Мехильта, «Бэшалах»). В книге пророка Шемуэля мы читаем об амалекитянине, которого царь Давид велел казнить за то, что тот исполнил просьбу еврейского царя Шауля и помог ему умереть (Шемуэль 2, 6:16).
Чтение раздела Торы «Захор» – обязательная заповедь для всех евреев, для мужчин и для женщин. Заповедь исполняет даже тот, кто не понимает язык.
Хазан должен читать в присутствии не менее десяти человек, громко произнося все звуки с произношением (таамим), свойственным большинству присутствующих в зале. Если в зале несколько групп евреев, ашкеназская, сефардская и йеменская, следует читать для каждой группы поочерёдно.
Обязанность помнить злодеяния Амалека относится не только к его потомкам, но ко всем разделяющим идеологию и образ жизни этого племени. Постоянно и повсеместно проявляется их пагубное влияние на народы мира. Они всегда в состоянии войны друг с другом, а безграничную и иррациональную ненависть к евреям передают из поколения в поколение.
Война с Амалеком это война добра со злом. Стереть память об Амалеке – значит исключить любую возможность для существования в этом мире всех тех, кто повторяет его деяния.