|
Рав Адам Давидов

Комментарий рава Адама Давидова к главе Торы «Цав»

Комментарий рава Адама Давидова к главе Торы «Цав»

ЦАВ

ШАБАТ ЗАХОР

 

В шабат перед праздником Пурим читаем Тору по двум свиткам – недельную главу «Цав» и заключительные строки главы «Ки тецэ».

Буквальное значение слова «цав» – приказ, но здесь оно означает побуждение к исполнению заповеди жертвоприношения в Храме (Раши).

Это продолжение предыдущей главы «Ваикра» о жертвоприношениях в Храме. Жертвы – «зэвахим» имели разный уровень святости. Самый высокий уровень был у жертвы «кодшей кодашим». Это жертвы всесожжения «ола», затем идут грехоочистительные жертвы «хатаот» и общественные мирные жертвы «шалмей цибур». Жертвы «ола» искупают грех за невыполненную заповедь, в отличие от жертвы «хатат», которая приносится за невольно совершенный грех.

У «кодашим калим» (от «каль» – лёгкий) уровень святости ниже.

Сюда относятся жертва Песаха – «корбан Песах», десятина от животных – «маасэр беhема», жертва первенцев животных – «корбан бэхор», «шалмей яхид» –    индивидуальные жертвы и благодарственная жертва – «корбан тода».

Мирная жертва «шламим» названа «трапезой мира», поскольку мирная жертва олицетворяет собой гармонию, существующую между Творцом, коhенами и человеком, приносящим жертву  (Раши).

Жертва «минха»,  хлебное приношение, состояла из белой просеянной муки высшего качества с оливковым маслом, выбитым вручную (шемен катит) и благовониями. Часть её сжигали на жертвеннике, а из оставшегося, не дав муке закваситься, выпекали мацу, которую ели коhены.

Все жертвы приносили с солью, так как соль обладает удивительным свойством сохранять продукты от порчи. Соль не гниёт, не разлагается и не исчезает совсем, путём выпаривания её можно вернуть в прежнее состояние.

Евреи, свободные от ритуальной нечистоты, имели право есть жертвенное мясо. Днём они предварительно окунались в воды миквы, и только вечером, после выхода звёзд, наступало их полное очищение. Мясо «кодашей калим» ели коhены, левиты и «исраэли», как мужчины, так и женщины.

Кожа жертвенных животных «кодшей кодашим» принадлежала коhенам, а «кодашим калим» – принёсшему жертву, однако кожа «олот» тому, кто сжигал жертву.

После разрушения Храма Учителя еврейского народа обязали нас ежедневно изучать порядок жертвоприношений. В настоящее время ежедневное чтение в утренней молитве мишны «Зэвахим» приравнивается к тому процессу, который происходил в Храме. Да будет он отстроен вскоре, в наши дни!

Одна из самых важных для евреев жертв была благодарственная жертва.

Сказал р. Йеhуда от имени Рава: «В четырёх случаях следует благодарить Всесильного: после возвращения из морского путешествия, после перехода через пустыню, после исцеления от болезни и после освобождения из тюрьмы».

Вместо благодарственной жертвы мы читаем в миньяне (10 евреев старше 13 лет) благодарственную молитву «Биркат hа-гомэль» за чудо спасения от смертельной опасности (Бэрахот 54-б).

Обязаны благословлять за избавление от опасности после полёта на самолёте и после пребывания в больнице не менее трёх дней.

 

Одэ Ад-най бэхоль левав, бэсод ешарим вээда.

Барух Ата Ад-най, Эло-эну Мэлех hаолам,

hагомэль лехаявим товот, шэгэмалани коль тув.

Отвечают на это:

Амен! hа-Эль шэгэмалеха коль тув, у игмолха коль тув, сэла.

 

Благословен Ты, Господь, Б-г наш Царь Вселенной, творящий добро даже грешным, за то, что облагодетельствовал меня добром.

Отвечают на это:

Амен! Пусть Тот, Кто отнёсся к тебе благосклонно, пошлёт тебе всяческие блага.

Как сказано: «Тот, кто мудр, будет помнить это, и размышлять над благодеяниями Господа (Теhилим 107:43).

По велению Всевышнего Моше посвятил к служению Аhарона и его сыновей за семь дней до возведения Храма. «И возлил масло на голову Аhарона и помазал в знак освящения» (Ваикра 8:12).

Часть масла стекла по щекам и две капли повисли на бороде. Моше и Аhарон испугались, что осквернили священное масло, но услышали «Бат Кол», Небесный Голос: «hине ма тов ума наим шевет ахим гам яхад» – вот как хорошо и приятно сидеть братьям вместе (Теhилим 133).

Тогда они успокоились (Орайот 12а), а мы, собравшись за одним праздничным столом, соединяем наши руки и поём эти слова. Сегодня это одна из самых любимых песен братьев по крови и братьев по духу в Израиле. Каждый день мы своей молитвой совершенствуем и укрепляем этот мир.

Наши орудия труда, наши инструменты, которыми наделил нас Всевышний для этой важной работы – заповеди Торы. Следует изучать их и старательно исполнять.

Раби Шаммай говорил: «Изучение Торы должно быть главным твоим занятием. Говори мало, но делай много. Будь приветлив со всяким» (Пиркей авот 1:15). Рабби Эльазар говорил: «Усердно изучай Тору. Знай, что ответить вероотступнику. Знай, перед кем трудишься, ибо надежен хозяин, оплатит твой труд» (Пиркей авот 2:19).

Каждый еврей обязан изучать Тору. Освобождены от этой мицвы только рабы, маленькие дети и женщины. Для женщин это «зман грама» (ограничение во времени), у них нет возможности уделять время, необходимое для ухода за детьми и для домашних забот, на ежедневные занятия Торой.

Мужчины, богатые и бедные, даже нищие, обязаны изучать Тору, как в юности, так и в глубокой старости, до самой смерти.

Маленьких детей должен обучать отец. Если сам не может, то нанимает учителя. Отец обязан обучать не только своих детей, но и детей своих детей. Более того, пишет Рамбам (Законы изучения Торы, 1:2), что каждый праведный еврей обязан обучать не только своих, но и чужих детей или же содействовать их обучению.

Начинаем обучать детей грамоте с того возраста, когда они в состоянии отличать одну букву от другой и повторять за нами «Шма, Исраэль».

С пяти лет обучаем Письменной Торе, в десять — Мишне, в тринадцать — заповедям, в пятнадцать лет — Талмуду (Пиркей авот 5:25).

Время учёбы, как пишет Рамбам, следует разделить на три части. Первую посвящаем Письменной Торе, вторую — Устной, а третью — Мусару (этике), исследованиям современных авторов, еврейской истории и языку Торы.

Какой   бы   деятельностью   ни   занимался человек, физической или умственной работой, хотя бы час в сутки он должен выделить для Торы. Лучше всего, если есть возможность посещать уроки раввина или заниматься с товарищем в хавруте.

Для учёбы следует установить определённое время днём и ночью. Однако Письменную Тору нельзя изучать с мо­мента выхода звёзд до полуночи. Изучать Тору сле­дует в чистом помещении. Во время урока нельзя есть, но можно пить.

Всевышний дал нам этот прекрасный мир, где мы любим, где нас любят. Этот мир, где мы сажаем деревья и строим дома. Этот мир, где мы исполняем заповеди и помогаем другим их исполнять.

Как хорошо, когда братья вместе!

 

 

После чтения недельной главы открываем книгу «Дэварим»

 

Читаем: «Помни (Захор!), что сделал тебе Амалэйк на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурён и утомлён, и не побоялся он Б-га. И вот, когда успокоит тебя Г-сподь, Б-г твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь» (Дэварим 25:17-19).

Когда еврейские колонны шли через пустыню, женщины с детьми и старики не поспевали за основной массой. Об этом узнал Амалек сын Элифаза, он призвал 1080 колдунов и вызывающих духов, вооружил их и напал на женщин и детей, отставших в пути. Амалекитяне убили всех, кто находились арьергарде, уставших и измученных дорогой.

Тогда Моше рабену приказал своему ученику Иеhошуа собрать отряд и сразиться с врагом. Битва продолжалась с утра до вечера, много амалекитян осталось лежать на земле, но Амалек с небольшой группой бежал. А евреи получили заповедь помнить об этом событии, ибо многие века амалекитяне будут стараться уничтожить еврейский народ.

Отцом Амалека был Элифаз, сын Эсава, а матерью Тимна, наложница и она же дочь Элифаза, которую ему родила жена Сеира. Амалек родился от преступной связи и оказался братом своей родной матери (Мидраш Раба, Насо 14:10).

Впоследствии несколько семей амалекитян скрылись в Закавказье и спустя века стали частью армянского этноса, а другие добрались до области Ашкеназ и ассимилировались среди германских племён (См. клинописи Дария 1 и «Анабасис» Ксенофонта). Потом они оказалась в Англии, в Скандинавии, на севере России и расползлись они по всему миру.

Гиюр доступен для всех, но раби Элиэзер был категорически против того, чтобы принимать в общину наследников Амалека, желающих принять на себя бремя Торы. (Мехильта, «Бэшалах»). В книге пророка Шемуэля мы читаем об амалекитянине, которого царь Давид велел казнить за то, что тот исполнил просьбу еврейского царя Шауля и помог ему умереть (Шемуэль 2, 6:16).

Чтение раздела Торы «Захор» – обязательная заповедь для всех евреев, для мужчин и для женщин. Заповедь исполняет даже тот, кто не понимает язык.

Хазан должен читать в присутствии не менее десяти человек, громко произнося все звуки с произношением (таамим), свойственным большинству присутствующих в зале. Если в зале несколько групп евреев, ашкеназская, сефардская и йеменская, следует читать для каждой группы поочерёдно.

Обязанность помнить злодеяния Амалека относится не только к его потомкам, но ко всем разделяющим идеологию и образ жизни этого племени. Постоянно и повсеместно проявляется их пагубное влияние на народы мира. Они всегда в состоянии войны друг с другом, а безграничную и иррациональную ненависть к евреям передают из поколения в поколение.   

Война с Амалеком это война добра со злом. Стереть память об Амалеке – значит исключить любую возможность для существования в этом мире всех тех, кто повторяет его деяния.

Похожие статьи