| Лев Мадорский
Лев Мадорский

В мире стало меньше света

Их немного, но они есть. Журналисты, которые пишут сердцем. А, иногда, даже кровью. Пишут не по заказу, не потому что хотят понравиться читателям, а потому что так думают. Истина для них важнее денег, мнения издателя-редактора, а, порой, важнее друга. Даже если друга зовут Платон. Одни таких журналистов любят, другие —расстреливают…

Виктор Александрович Топаллер, выдающийся журналист, режиссёр, сценарист, теле— и радиоведущий ушёл сам. Он умер, по современным меркам, трагически рано, в 59 лет. Умер быстро и стремительно. Так как, по словам сына, любил жить. Во второй половине 2017 врачи поставили смертельный диагноз (скоротечный рак лёгких), а 10 января 2018 его не стало.

Родился Виктор в Москве, в еврейской семье 13 июля 1958 года. В 1981 году окончил ГИТИС по специальности режиссёр. Его недолгая жизнь была бурной и насыщенной событиями. За 9 лет до отъезда в Израиль в 1990 году Топаллер успел сделать много. Он ставил эстрадные шоу-программы, драматические и музыкальные спектакли, проводил фестивали. Причём, не только в Москве, но и в Ленинграде, Риге, на Дальнем Востоке. Сотрудничал с ансамблем «Бим-Бом», поставил эстрадный спектакль «Птичий рынок», снимался в кино.

Не менее насыщенной была жизнь Виктора Александровича в Израиле. Здесь в полной мере проявился его талант не только режиссёра (он поставил театральное шоу «Дальше идти некуда», организовывал фестивали), но и журналиста. Топаллер писал, практически, во все значительные, русскоязычные газеты: «Спутник», «Новости недели», «Глобус», «Время», «Наша страна», а позже даже создал новую газету «Русский израильтянин», где был заместителем главного редактора. Его статьи, яркие, эмоциональные, бескомпромиссные, неслись и пенились, как горная река, сметая на пути все возражения и сомнения.

Уже в Израиле в телепередаче «Визави с Виктором Топаллером» проявился другой редкий дар, благодаря которому его имя стало известно всему русскоязычному миру — умение разговаривать с людьми. Я написал редкий, потому что многие русскоязычные теле— и радиоведущие пробовали себя в этом жанре, но у подавляющего большинства, за исключением, пожалуй, Владимира Познера, получалсь скука беспросветная. В этом же амплуа (встречи с известными людьми) Топаллер проработал 17 лет, когда переехал в 2000-ом году в Нью-Йорк, в телепрограмме «В Нью-Йорке с Виктором Топаллером» на международном, русскоязычном телеканале RTVi. За эти годы Виктор Александрович беседовал с более чем 700-ми выдающимися писателями, музыкантами, художниками, артистами, политиками. Среди его гостей М. Жванецкий, Д. Рубина, А. Арканов, А Дементьев, В. Спиваков, Б. Немцов…

Я смотрел почти все встречи. Некоторые в живом эфире, большинство по Интернету. Смотреть «В Нью-Йорке…» всегда было необычайно интересно. Мало кто (повторюсь) мог «разговорить» собеседника» так, как Топаллер, совмещавший в одном лице талант режиссёра, артиста и журналиста. Он умел вести беседу напряжённо, без пауз и вымученных «окошек». Умел создать атмосферу, в которой собеседники высказывались искренне и чистосердечно. При этом, хотя его вопросы были, порой, жёсткие, даже, в определённой степени, провокационные, но они никогда не переходили разумных границ, не становились хамскими и беспардонными. Топаллер тонко чувствовал настроение собеседника и если понимал, что вопрос неприятен для визави, никогда не настаивал на ответе. Помню как стало тоскливо, когда в мае 2017-го Топаллер сказал, что это его последняя передача. RTVI перекупили у В. Гусинского новые хозяева и произошла смена ведущих.

Ушёл Топаллер. Тут ничего не поделаешь. Люди рано или поздно уходят. Его смерть — большая потеря. Если посмотреть в окно, то, вроде бы, ничего не изменилось. Жизнь катится дальше. Но это только кажется. Когда уходят такие светлые люди, в мире становится меньше света.

Источник: «Мастерская»

Похожие статьи