| Амация Барам
Амация Барам

Почему султан пригласил Нетаниягу?

В феврале 2018 к нам прилетал министр иностранных дел Омана Юсуф бен-Аляви. Это был первый официальный визит в ПА и неофициальный визит в Израиль под прикрытием посещения святых мест – мечетей Омара и аль-Аксы в Иерусалиме. Наверное, именно поэтому израильские СМИ попросту не заметили этот очень важный визит. А зря. Оманский министр говорил в Рамалле такие удивительные и далеко идущие вещи, которые перекрывают даже исторические заявления о мире с Израилем президента Египта Ануара Саддата и короля Иордании Хусейна.

Два года назад я посетил Оман в составе небольшой международной делегации. Я был первым гостем после второй интифады, который пересек границу султаната по израильскому загранпаспорту. Нас пригласил сам султан Кабус бен-Саид аль-Саид. Это один из самых старых и опытных правителей мусульманского мира. Уже тогда можно было разглядеть предварительные признаки серьезных перемен в отношении к Израилю.

Министр иностранных дел в феврале этого года только подтвердил эти ощущения. Он не осудил «оккупацию», не произнес слов «границы 1967», не упомянул «право на возвращение» палестинских беженцев. Понятно, что концепция создания палестинского государства, которую поддерживает Оман, в конечном итоге будет означать территориальные уступки палестинцам. Но бен-Аляви не осудил перенос американского посольства в Иерусалим, не потребовал, чтобы в Иерусалиме была создана столица палестинского государства. Он сказал: «Создание палестинского государства не терпит отлагательств, точно так же, как создание еврейского государство не терпело отлагательств после двух мировых войн». По его словам, создание Израиля было «волей всего мирового сообщества». Точно так же, как создание палестинского государства «превратилось в стратегическую необходимость для всего мира». И это в то время, как Абу-Мазен, которого все еще официально называют нашим партнером по мирным переговорам, считает Израиль пережитком западного колониализма и требует от Британии извинения за Декларацию Бальфура.

Почему же сегодня султан Омана согласился на официальный визит Биньямина Нетаниягу (который состоялся две с половиной недели назад)? Оман производит около 1 млн. баррелей нефти каждый день. Не считая добычу газа, которая приносит примерно столько же доходов, что и продажа нефти. Это не очень много, но, учитывая низкую плотность население (3 млн. граждан и 1.5 млн. иностранных рабочих, которые проживают на территории в 12 раз большей, чем Израиль), уровень жизни там очень высокий. Прибавьте к этому отсутствие коррупции и очень осторожную экономическую политику. Рядовые граждане живут в Омане очень богато.

Правительство Омана субсидирует продукты питания, электричество и топливо. Бесплатное медицинское обслуживание. Средняя трехкомнатная квартира израильского уровня в районе столицы – города Мускат доступна любой молодой семье. Землю под строительство государство выделяет бесплатно, а рабочая сила иностранных строителей стоит очень дешево.

Но при любом авторитарном режиме смерть правителя приводит к дестабилизации. И Оман не исключение, а султан бен-Саид уже в очень преклонном возрасте. Он не отличается крепким здоровьем, а официального наследника престола нет. И хотя султан издал инструкции (впрочем, весьма запутанные) по поводу коронации следующего султана после его смерти, никто не может быть уверен, что различные политические, этнические и религиозные группы не попытаются дестабилизировать ситуацию. Страх перед нестабильностью привел к огромной популярности султана Кабуса среди граждан Омана.

Оман сохраняет нейтралитет во всех конфликтах Ближнего Востока. Большинство жителей Омана- ибадиты, это исламское течение, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют, как умеренную фракцию в движении хариджитов, хотя сами ибадиты отказываются признавать себя хариджитами. Ибадиты возникли в VII веке в Ираке. Сегодня это одно из самых миролюбивых течений в исламе.

В Омане довольно высокий статус женщины (по сравнению с другими странами ислама), в гостиницах подают алкоголь. Прекрасная мечеть султана открыта для посетителей любых конфессий. Поэтому Кабус очень часто выступает в качестве международного посредника. Он хочет всех примирить, понимая, какой взрывоопасный потенциал для его страны несет саудовско-иранское противостояние.

Султан хочет принести мир и сторонам арабо-израильского конфликта. А на Ближнем Востоке посредничество без прямых переговоров мало чего стоит. Перед визитом Нетаниягу Мускат посетил Абу-Мазен. Кабус и его министр иностранных дел пытаются найти компромисс и, главное, примирить Абу-Мазена с американской администрацией, чтобы реанимировать мирный процесс.

Кабус высказал Абу-Мазену идеи мирного урегулирования, которые еще совсем недавно председатель автономии даже не стал бы слушать. Кабус хочет заручиться хорошим отношением со стороны Трампа, особенно когда США ввели жесткие санкции против Ирана. Ведь экономические связи между Оманом и Ираном очень сильны. Оман не хочет пострадать от санкций, кроме того, именно США остаются главным гарантом безопасности этой спокойной и миролюбивой страны. Кабус готов посредничать между США и Ираном, и даже между Израилем и Ираном, хотя в нынешней обстановке возможность таких переговоров трудно представить.

Султан Кабус не боится народного возмущения в связи с визитом Нетаниягу. Авторитет правителя в Омане столь высок, что опасаться нечего. Конечно, иранцы были очень недовольны, но сегодня Оман им тоже крайне необходим. Исламисты и радикалы исламского мира тоже подвергли Оман всяческим нападкам, но руководство арабских стран выразило молчаливое согласие. Скорее всего, посылая приглашение Нетаниягу, султан координировал свои действия с другими государствами Персидского залива.

Шансы на то, что оманское посредничество сдвинет мирный процесс с мертвой точки, не высоки. Но смелый поступок султана Кабуса уже принес дивиденды его стране. Возможно, за этим последует сотрудничество между Оманом и Израилем в сфере технологий и разведки, появятся первые торговые связи. Визит улучшил международный статус Нетаниягу, а также позиции Абу-Мазена. Этот визит может подтолкнуть другие арабские страны к нормализации отношений с Израилем.

Источник: Детали

Похожие статьи