| Аарон Райх
Аарон Райх

65 лет спустя: уроки Суэцкого кризиса

65 лет спустя: уроки Суэцкого кризиса

Суэцкий кризис увенчался военным успехом Великобритании, Франции и Израиля, но в политическом плане – стал бесспорной победой Египта.

В период с 29 октября по 7 ноября отмечается 65-я годовщина Суэцкого кризиса 1956 года — конфликта между Египтом с одной стороны, и Соединенным Королевством, Израилем и Францией — с другой, из-за одного из самых стратегически и экономически важных водных путей в мире.

Суэцкий канал соединяет Красное и Средиземное моря и представляет собой единственную водную альтернативу долгому морскому путешествию вокруг Африки.

25 апреля этого года исполнилась 162-я годовщина со дня начала строительства канала. Строительство началось в 1859 году в месте, на котором позднее возникнет египетский город Порт-Саид.

Начинание столкнулось с серьезными трудностями, в первую очередь с постоянным противодействием со стороны британского правительства.

Чтобы профинансировать масштабный проект, пришлось продавать акции, но в Великобритании они спросом не пользовались. Однако, благодаря помощи Ротшильдов, акции начали распространяться по всей Европе и были распроданы довольно быстро.

Когда канал, наконец, в ноябре 1869 года открылся, он сразу попал в бедственное финансовое положение. Но его влияние на мировую торговлю было почти мгновенным и даже вызвало серьезный экономический кризис в Великобритании из-за изменения торговых маршрутов.

В 1876 году Великобритания инвестировала в канал, приобретя акций на четыре миллиона фунтов стерлингов. Деньги были получены от Ротшильдов. Как отмечается в архиве Ротшильдов, легенда гласит, что ссуда была предоставлена по джентльменскому соглашению без документов, хотя средства были возвращены в течение пяти месяцев. Однако это позволило обвинить британского премьера Дизраэли в подрыве британской конституционной системы, поскольку у него не было согласия парламента на покупку акций.

Вплоть до 1956 года Суэцкий канал управлялся компанией, которая в основном контролировалась Великобританией и Францией. Однако все изменилось, когда президент Египта Насер национализировал его.

Напряженность между Египтом, возглавляемым Насером, и Великобританией постоянно усиливалась из-за того, что Лондон поддерживал монархию, свергнутую Насером, а также из-за тесных связей между Великобританией и Ираком, который, по мнению Насера, угрожал его амбициям привести Египет к лидерству в арабском мире.

Немалую роль играла и напряженность из-за холодной войны, поскольку Египет не присоединился ни к одному блоку и пытался сохранять хорошие отношения как с США, так и с Советским Союзом. Кроме того, Египет поддерживал алжирских повстанцев, боровшихся против французского колониального господства и угрожал нарушить границу с Израилем.

Разумеется, основным стимулом для национализации были средства, получаемые от движения через Суэцкий канал.

В конце июля 1956 года Насер делом подкрепил объявление национализации, отправив египетские войска для захвата контроля над каналом, заморозив активы компании Суэцкого канала и, что наиболее важно, запретив израильское судоходство через канал, а также через Тиранский пролив, или Эт-Тиран, узкий судоходный пролив протяженностью около 13 км между Синайским и Аравийским полуостровами, отделяющий залив Акаба от основной акватории Красного моря.

За этим неизбежно последовало совместное политическое и военное соглашение, положившее начало Суэцкому кризису — Севрский протокол, тайная договоренность между Великобританией, Францией и Израилем о свержении египетского лидера путем вторжения и оккупации зоны Суэцкого канала в ответ на национализацию Суэцкого канала.

Протокол предполагал, что Израиль вторгнется в Синайскую пустыню и продвинется к Суэцкому каналу. На следующий день Великобритания и Франция отправляют войска в зону канала под предлогом восстановления порядка в регионе в рамках операции «Мушкетер».

Наступление началось с того, что десантники были сброшены в районе перевала Митла на западе Синайского полуострова, в 30 километрах к северо-востоку от города Суэц. 29 октября Израиль начал операцию «Кадеш», целью которой был захват Шарм-эль-Шейха, Ариша, Абу-Уваюлы и Газы. 30 октября был предъявлен британо-французский ультиматум, и на следующий день прибыли британские и французские войска.

В течение следующих нескольких дней наступление победно продолжалось.

Вторжение увенчалось успехом, и территория была успешно «освоена». Таким образом, с военной точки зрения, это была безусловная победа израильско-французско-британских сил.

Однако в политическом плане это была бесспорная победа Египта.

Международное осуждение после вторжения было решительным, большая часть международного сообщества твердо встала на сторону Египта. И США, и СССР осудили действия Израиля, Франции и Великобритании, при этом Советский Союз даже угрожал ракетным обстрелом трех стран и отправкой войск в Египет, в то время как США оказывали финансовое давление на Великобританию. Арабский мир отреагировал также жестко, и Саудовская Аравия наложила нефтяное эмбарго на Францию и Великобританию.

В конце концов было объявлено о прекращении огня, британские и французские войска ушли из региона. Израиль сделал то же самое.

Продолжающееся закрытие доступа Израиля к каналу, а затем блокирование Тиранского пролива стало одной из причин Шестидневной войны 1967 года.

Но все же израильские военные действия в Суэцком кризисе принесли некоторые несомненные плюсы. Кампания увенчалась военным успехом и показала силу ЦАХАЛа, а также в дальнейшем привела к открытию Тиранского пролива. Она также показала международным посредникам, стремящимся установить мир на Ближнем Востоке, что им необходимо при обсуждении и принятии всех решений тщательно учитывать потребности безопасности Израиля.

Кризис прочно закрепил контроль Египта над Суэцким каналом и позицию Египта как лидера арабского мира в борьбе с западным колониализмом. Кстати, именно этот кризис привел к созданию миротворческих сил ООН.

Сегодня геополитическая ситуация значительно изменилась, но Суэцкий канал остается одним из самых важных водных путей в мире.

Jerusalem Post, перевод Марии Якубович

Похожие статьи