Самый радикальный эксперимент, которому подвергалось израильское арабское сообщество

Самый радикальный эксперимент, которому подвергалось израильское арабское сообщество
Мансур Аббас стал самым влиятельным арабским политиком в израильской истории. Фото: Офер Вакнин

Подход лидера Объединенного арабского списка (UAL, United Arab List party) Мансура Аббаса может означать фундаментальный сдвиг в самоопределении арабских граждан Израиля и привести к изменению их отношения к государству.

Три недели назад лидер UAL доктор Мансур Аббас запустил в нас одной из самых драматических политических бомб в израильском дискурсе. В ходе бурного интервью сайту Kul al-Arab Аббас сказал: «Нравится нам это или нет, Израиль — еврейское государство, и наша основная цель — определить статус его арабских граждан. Я считаю себя гражданином в полном смысле этого слова и заслуживаю полных гражданских прав».

Замечание Аббаса показывает, почему он является такой выдающейся фигурой в израильской политике: ни один арабский политик в Израиле еще так не высказывался. Напомню, что признание Израиля еврейским государством — ключевое требование бывшего премьер-министра Нетаньяху к палестинским властям, полностью отвергавшееся председателем ПА Махмудом Аббасом.

После долгих лет, когда арабы Израиля либо придерживались концепции «государства всех его граждан», что на практике означает подрыв изначальной идентичности Израиля как еврейского государства, либо призывали к сепаратизму и неповиновению (подход, защищаемый северной ветвью Исламского движения Израиля) — лидер UAL предлагает альтернативу: самоопределение арабского населения как равноправного меньшинства, которое сохраняет палестинскую национальную идентичность, но готово интегрироваться в Израиль, требуя при этом полных гражданских прав.

Вызывает глубокое недоумение, как консервативной исламской партии, с которой еврейское общество не вполне знакомо, удалось проникнуть на национальную политическую сцену, тогда как другие арабские политические силы потерпели неудачу? Ответ в том, что Аббас в точности выполняет предвыборные обещания своей партии: разрушить старое арабское табу на членство в правящей коалиции; не оказаться довеском какого-либо политического лагеря (особенно избегать автоматической идентификации арабов с левыми — подход, приведший Аббаса к горячему политическому флирту с «Ликудом», прежде чем он присоединился к коалиции Беннетта-Лапида) и получить беспрецедентное влияние на процесс принятия решений в Израиле. Что уже приносит практические бонусы арабскому сообществу, особенно в области распределения ресурсов.

Важно помнить, что UAL — политическая фракция южной ветви Исламского движения, готовая интегрироваться в политическую систему государства (в отличие от уже запрещенной северной ветви). То есть подход партии основан на религии.

UAL не мог войти в правительство без одобрения исламского духовенства. Аббас, который официально является также заместителем лидера движения, опирается на точку зрения его покойного основателя, шейха Абдаллаха Нимра Дарвиша, согласно которому арабы в Израиле находятся «во чреве кита», и как таковые они не должны проповедовать мусульманам где-либо в мире, как им следует вести свою жизнь, но требовать от тех, кто не живет в сложной реальности мусульман в Израиле, избегать вмешательства в их дела.

4021989370.jpg

Шейх Абдаллах Нимр Дарвиш, основатель Исламского движения Израиля, в 2015 году.Credit: Tomer Appelbaum

Стоит задуматься о весе шейха Дарвиша как источника власти и легитимизации всех действий UAL. История его жизни — воплощение истории Исламского движения в Израиле. В конце 1970-х Дарвиш вступил в организацию, призывавшую к насильственному джихаду против Израиля. Он был заключен в тюрьму, где претерпел глубокую метаморфозу, которая привела его к противоположному подходу: принятию Государства Израиль со стремлением интегрироваться в него. Результатом в 1996 году стал раскол в движении, последовавший за историческим решением Дарвиша принять участие в общенациональных выборах. С тех пор UAL представлена в Кнессете.

Действительно, в отличие от большинства арабских политических партий в Израиле, за исключением ХАДАШ (Коммунистическая партия), UAL играет широкую и яркую роль как часть обширного гражданского объединения благотворительных обществ, мечетей, женских и молодежных клубов. UAL — орган, подчиняющийся предписаниям религиозных властей, но управляемый на полностью демократической основе.

Таким образом, стратегию Аббаса можно назвать «консервативной революцией», предполагающей изменение еврейско-арабских отношений в стране и определение статуса арабов, хотя и в религиозной оболочке.

Как и следовало ожидать, участие UAL в коалиции привело партию на минное поле. Аббас внезапно оказался широко осуждаемым арабским обществом. Его собственной южной ветви Исламского движения трудно принять масштаб перемен, которые он продвигает. А северная ветвь клеймит его за присоединение к коалиции, некоторые из членов которой принадлежат к ЛГБТ-сообществу (в исламском дискурсе они называются шаваз — «извращенцы»); за отсутствие упорства по поводу «захвата Израилем Харрам аш-Шариф» (Храмовой горы); за гибкость в отношении законопроекта, ослабляющего ограничения на продажу каннабиса; за то, что Аббас превращает их членов в «израильских мусульман», тем самым размывая их палестинскую национальную идентичность.

Резкая критика не ограничивается прессой. Год назад Аббас был избит на митинге в Умм-эль-Фахме, и с тех пор избегает крупных мусульманских мероприятий.

В еврейском обществе Аббас также вызывает подозрения. Бецалель Смотрич, Итамар Бен-Гвир и другие правые депутаты заявляют, что он стремится продвигать цели Исламского движения под предлогом интеграции в израильское общество. Сильное давление на партию с целью отмежеваться от «террористов» вынуждает UAL предпринимать шаги, которые дорого ей обходятся: например, поддерживать использование службы безопасности Шин Бет для борьбы с преступностью и насилием в арабском секторе (при этом с необычной самокритикой тенденции арабов полностью обвинять государство и полицию в безудержном насилии); осуждать теракты. Аббас посетил даже синагогу в Лоде, подожженную во время беспорядков в мае уходящего года, и обещал помочь с ремонтом. Аббас резюмирует свою деятельность арабской пословицей: «Я пришел, чтобы съесть виноград [имея в виду — пожинать практические достижения], а не убивать сторожа [размахивать лозунгами]».

Таким образом, Аббас стал самым влиятельным арабским политиком в истории Израиля и широко известным среди еврейского населения. Все это произошло быстро: менее двух лет прошло с тех пор, как UAL заявила, что вступает на новый путь под лозунгами «не правые, не левые» и «влиятельная, реалистичная и консервативная партия».

2587498910.jpg

Арабские жители демонстрируют протест против насилия полиции в Умм аль-Фахме в марте прошлого года. Кредит: Рами Шлуш

Это — один из самых важных политических и общественных экспериментов в Израиле за несколько десятилетий. В его основе лежит попытка переопределить самобытность арабского меньшинства в Израиле, переформулировать его отношения с государством, когда интеграция и материальные достижения имеют приоритет над приверженностью идеологическим принципам.

Эксперимент проходит в критический момент отношений между евреями и арабами и представляет собой одну из последних возможностей наладить стабильное сосуществование. Успех мог бы восстановить утраченное доверие между двумя общинами. И наоборот, неудача направит оба народа в пучину вражды и конфронтации, что послужит доказательством того, что 1948 год все еще остается «открытой книгой» в самом катастрофическом смысле.

Haaretz, сокр. перевод Марии Якубович

Похожие статьи