|
Мария Якубович
Мария Якубович

Они писали: «Еврейка держит Гитлера в руках»

Они писали: «Еврейка держит Гитлера в руках»

В 1930-е годы еврейская пресса в Палестине проявляла к Лени Рифеншталь особый интерес, сообщая читателям сенсационные подробности о ее еврейском прошлом и романе с фюрером.

Пропагандистские фильмы, снятые Элен Бертой Амалией «Лени» Рифеншталь (1902–2003) для нацистской партии в Германии, воплотили эстетический язык Третьего рейха и стали важной вехой в истории кинематографа.

Чуть ли не единственная женщина, имевшая выдающийся статус в немецком обществе того периода, и давний член ближайшего окружения Гитлера, Рифеншталь также приобрела немало врагов внутри нацистской партии. Во главе с министром пропаганды Геббельсом они стремились вытеснить Лени из центров влияния – а что могло разрушить карьеру в нацистской Германии, как не «подмоченная» генеалогия?

О том, что Лени имеет смешанное еврейско-польское происхождение, шептались в немецких политических кругах еще в 1933 году. Слухи о «еврейке Рифеншталь» распространились, проникли в международную прессу и превратились в несколько очень красочных историй, дойдя и до ивритоязычной прессы в ишуве – еврейской общине в Подмандатной Палестине.

В статье в HaYarden, газете ревизионистского движения в Палестине (октябрь 1934 года), объяснялось исключительное место Рифеншталь в немецкой киноиндустрии. Отмечалось, что после 1933 года Рифеншталь была назначена руководителем самой важной киностудии в стране, УФА – как ехидно предполагалось, не из-за профессиональной квалификации. «До “национального пробуждения” она совершала преступления расового позора с еврейскими директорами… и благодаря своим особым талантам быстро достигла соглашения с новыми хозяевами», – ядовито писала газета. Стоит подчеркнуть, что Рифеншталь никогда не была главой УФА.

Снимок экрана 2023-04-13 в 16.29.54.png«До’ар Хайом», газета Итамара Бен-Ави (сына Элиэзера Бен-Иегуды, возродителя иврита), в 1930-е годы упомянула «еврейские корни» Лени и предполагаемый роман с Гитлером. В этой и других статьях «До’ар Хайом» рассказала о предполагаемых интригах Рифеншталь для продвижения своих профессиональных интересов и личных устремлений в меняющейся политической реальности страны. Конечно, они всегда упоминали о ее предполагаемом еврейском происхождении.

WhatsApp Image 2023-04-13 at 14.19.09.jpeg

«Сама жизнь пришла и ударила его [Гитлера] в лицо и указала ему путь к горькому озеру, не знающему жалости, – писала «До’ар Хайом». – Он попал в сети еврейской женщины, которая тиранизирует его и безо всяких ограничений контролирует кинопроизводство Третьего рейха. Все немецкие кинематографисты должны подчиняться ей и целовать пыль на ее ногах, ибо Гитлер, вождь Третьего рейха, принадлежит ей».

По словам «До’ар Хайом», прежде у нее было множество сенсационных романов, и прежние любовники расточали на нее огромные суммы, когда-то занимали важные посты в Германии и были в основном евреями. «Нам нечем гордиться тем, что еврейка приобрела в качестве близкого друга заклятого врага вечного народа, героя свастики».

Нельзя не видеть в написании статей такого рода свидетельство растерянности ишува, который наблюдал за событиями в Германии и искал в них хоть какой-то смысл.

Все подобные материалы основывались на статье, опубликованной во французской газете Paris soir в сентябре 1934 года.

Она начиналась с рассказа о потрясении, охватившем Францию и всю Европу в ответ на слух, что Рифеншталь, «любовница Гитлера», была еврейкой по происхождению. Языком столь же надуманным, сколь и красочным Рифеншталь была описана как «красивая молодая еврейская актриса, которой удалось получить контроль над великим лидером», и что «Гитлер преклоняет колени перед ней и исполняет все ее желания».

В статье, изобилующей стереотипными описаниями евреев в целом и еврейских женщин в частности, типичными для антисемитской литературы того периода, задается вопрос: «Как этой еврейке удалось завоевать своим пылом вождя “чистой” нации и пленить его каменное сердце?».

Первым ли взял репортер «До’ар Хайом» из «Пари суар» эти сенсационные подробности? Трудно проследить точный маршрут сенсации из Парижа в Иерусалим, но, по-видимому, он был более запутанным. В сентябре 1934 года еврейская газета на немецком языке Czernowitzer Morgenblatt, издававшаяся в Черновицах, также опубликовала статью «Королева Эстер Третьего рейха».

Гитлер не пьет, не курит и не ест мяса, а его отношение к женщинам в целом прохладно, однако это всего лишь миф, отмечает газета; две женщины покорили сердце фюрера – Винифред Вагнер, вдова немецкого композитора Зигфрида Вагнера (сына композитора Рихарда Вагнера) и Рифеншталь.

В статье упоминается ее «еврейская мать» и один из ее любовников, известный немецкий кинорежиссер, который подарил ей виллу, а Гитлер часто навещал ее в особняке. Упоминаются слухи, что ее мемуары о постановке фильма 1933 года «SOS Айсберг» были написаны еврейским журналистом. Газета пробивает дно, утверждая, что распутное поведение Лени на съемочной площадке вызвало глубокую зависть у эскимосских женщин.

Описывается бал, устроенный Геббельсом, на который были приглашены «самые красивые» немецкие киноактрисы: Кёте Дорш, Лиана Хайд и Рената Мюллер. Одетые в роскошные наряды, они порхали вокруг фюрера, пока двери бального зала не открылись, и не вошла Рифеншталь в коричневом платье, похожем на нацистскую форму. И тогда она получила возможность снять свой второй пропагандистский фильм «Триумф воли».

В августе 1935 года в статье о женщинах, стоящих за лидерами Германии, газета упомянула Магду Геббельс, вторую жену Геринга актрису Эмму Зоннеманн и Рифеншталь, которую назвали подругой Гитлера.

«Ее все боятся и ей все льстят, потому что она всемогуща», а главное, «влияние этой актрисы на Гитлера растет день ото дня, несмотря на ее происхождение».

Даже после того, как слухи о еврействе Рифеншталь утихли – то ли потому, что не заслуживали внимания, то ли просто были забыты, – еврейская пресса продолжала упоминать о ней. В статье газеты «Хабокер» в 1938 году, посвященной преемнику Гитлера Рудольфу Гессу, говорилось: «Фрейлейн, которая играет важную роль в жизни Гитлера, – это не брюнетка Лени Рифеншталь. “Фрейлейн” Гитлера – Рудольф Гесс, его друг и правая рука».

В 1952 году «Гаарец» напечатала фото Рифеншталь 1939 года, когда Гитлер отправил ее на польский фронт для съемок фильма о завоевании Польши – рядом с еврейской братской могилой. «Большинство немцев предпочли бы верить, что такие злодеяния никогда не совершались, но многие были шокированы свидетельством перед камерой – фото известной актрисы, которая всегда утверждала, что ничего не знала об этих убийствах, у могилы».

Со слухами о ее еврействе или без них, история Рифеншталь представляла читателям в ишуве – как до, так и после войны – вину нацистской Германии: полный отказ принять на себя ответственность за преступления, совершенные от ее имени.

Фрагмент статьи о Лени Рифеншталь, опубликованной в «До’ар Хайом 16 января 1935 года под заголовком: «Еврейская возлюбленная Гитлера».

Статья о Лени Рифеншталь, переведенная из британской газеты и опубликованная в «До’ар Хайом» 16 мая 1935 года, где Рифеншталь описывалась как манипулятивная, жадная до власти лгунья.


Похожие статьи