Законы потомства

(hилхот пру и рву – плодитесь и размножайтесь)
Шулхан Арух «Эвен hаэзер», Рамбам «Мишне Тора»

Каждый мужчина обязан жениться, создать семью и оставить после себя потомство. Тот, кто не исполняет эту заповедь, словно проливает кровь, и нет ему благословения. Как сказано: «Нашел себе жену – нашел себе благо и благоволение Всевышнего» (Мишлей 18:22). Человек без жены – неполноценный человек, он живет «без радости, без благословения, без добра, без Торы, без защиты и без мира» (Иевамот 62б). Ибо сказано: «Мужчиной и женщиной создал он их, и назвал он их – Человек» (Бэрешит 5:2). Согласно учению каббалы, Сам Всевышний занимается созданием семейных пар.
Раби Йоханан бен Барока утверждает, что заповедь «прияурвия», о потомстве, касается в равной степени мужчин и женщин (Мишна, «Йевамот 1:1), но Рамбам считает, что это мицва только для мужчины, но не для женщины (hилхот нашим 15:2). В соответствии с hалахой решающая роль в создании семьи принадлежит мужчине, ибо он приобретает себе жену посредством «кидушин».
Однако женщина тоже не должна остаться одинокой ни в юности, ни в старости своей (Рама «Нашим» 1:3). Благое дело для родных, друзей, для еврейской общины помочь ей найти подходящую пару. Один из высших актов еврейского милосердия – оказать материальную помощь невесте.
Заповедь создать семью настолько важная, что Сефер Тору можно продать, если нет средств, чтобы ее исполнить.
С какого возраста наступает обязанность «пру и рву»? Юноша с 13 лет начинает исполнять мицвот, но эту заповедь он должен исполнить в 18 лет (Эвеhаэзер 1:3). Рамбам говорит, что он может жениться (а девушка выйти замуж) в 16–17 лет, и нарушил заповедь, если к 20 годам не женился без уважительной причины. Например, накапливал средства для этой заповеди, или учил Тору, как раби Азай, или болел, или был недееспособен, или был ограничен в свободе и т.д.
Даже в глубокой старости человек не должен быть одиноким, Раби Йеhошуа сказал, что создать семью – обязанность для каждого из нас с ранней юности и до глубокой старости, и приводит слова Коhелета (11:6): «Утром сей семена свои и вечером не опускай рук своих…» (Бавли, «Йевамот 62б).
Если между женихом и невестой большая разница в возрасте, их союз не будет долговечным. Тем не менее холостой пожилой мужчина может жениться на девушке значительно моложе его, даже на 20 и на 30 лет:
– если ее никто не берет замуж из-за того, что она имеет физический недостаток;
– если она была замужем и осталась с детьми и не может сама обеспечить их и воспитать;
– если он вдовец, остался с детьми, и нашлась женщина, готовая заменить им мать.
Во всех случаях намерение жениха и намерение невесты должны быть чистыми, чтобы их союз был не ради имущества и денег, а ради исполнения заповеди. Союз во имя Небес будет счастливым и вечным.
Сколько детей надо родить, чтобы исполнить заповедь «пру и рву»? Не менее двух, сына и дочь, при условии, что они родились соответственно с мужскими или женскими половыми признаками и у них не нарушены функции деторождения (Эвенhаэзер 1:5). Для гера, который прошел гиюр и стал евреем и у которого уже были дети, заповедь «пру и рву» считается исполненной.
Мужчина, у которого уже есть сын и дочь, не имеет права лишать свою жену супружеской близости, а если жена ушла от него или умерла, должен жениться снова.
Ни один здоровый мужчина не вправе отказываться от рождения детей. Еврейский царь Хизкияhу не хотел жениться, ибо в пророческом видении узнал, что его сын совершит много зла в Израиле. Сказал ему пророк Йешияhу, что тогда он потеряет право на Олам hа-ба. Хизкияhу женился, родил сына Менаше, который правил в стране после смерти отца и который действительно стал злодеем, но в конце своих дней раскаялся и был прощен.
«Есть берущий жену для развлечения, есть берущий жену ради денег, есть берущий жену ради величия, есть берущий жену во имя Небес.
О том, кто берет жену для развлечения, написано: «Против Б-га они бунтовали, ибо чужих детей породили, теперь пожрут их в этом месяце с уделом их» (Ошеа 5:7).
Месяц приходит, и месяц уходит, и их капитал иссякает.
Берущего жену чтобы себя возвеличить, в конце концов сбрасывают с величия его.
А дети того, кто берет жену во имя Небес, в будущем спасут Израиль» (Дэрех Эрец Зута 10).
На всё воля Творца, человек не знает Его замыслов и не имеет права отказываться от своих обязанностей (Санhэдрин 103). Поэтому, если нет таких препятствий к беременности, как болезнь или опасность для жизни женщины, Тора запрещает пользоваться противозачаточными средствами.
Аборт запрещен даже на самой ранней стадии беременности.
Аборт запрещен, даже если еврейская женщина забеременела в состоянии «нида», или от запрещенной связи.
Аборт разрешен только в исключительных случаях. Аборт разрешен, если беременность или роды представляют значительную опасность для жизни женщины, жизнь матери всегда дороже жизни вынашиваемого ею плода. Раши и Рамбам пришли к одному мнению, что здесь действует закон «дин родэф» (предотвращение убийства), поэтому следует спасти мать, а не ребенка, рождение которого, возможно, приведет к ее смерти («hилхотроцеах и шмиратнэфеш» 1:9).
Аборт разрешен, если у вынашиваемого плода обнаружили отсутствие жизненно важных органов или серьезное генетическое заболевание, от которого он умрет после рождения. Аборт могут допустить на стадии эмбриона, то есть до 40 дней от зачатия (Бавли, «Йевамот» 69:2), если беременность произошла в результате инцеста или изнасилования мужчиной, зараженным опасной заразной болезнью.
Каждый случай решается индивидуально. Родители эмбриона должны принимать решение о прерывании беременности заблаговременно, до того, как оформились все его органы, сообща с врачом и раввином. При этом нельзя руководствоваться социальными условиями или материальной выгодой (Бавли, «Оhолот» 7:6-7).
Нет большего счастья, чем отделить часть своей души и дать жизнь новому человеку. Во все времена на рождение, содержание и воспитание детей приходилось тратить значительные силы – чем больше детей, тем больше проблем и больше затрат. И чем больше детей, тем больше радости и света в доме. И больше заслуг у отца и матери перед Творцом. Дети – вклад в банк жизни, который со временем возвращается с процентами.
За 40 дней до рождения ребенок получает полное знание Торы и все сведения о мире, в котором ему предстоит жить. Ангел, охраняющий его, в момент рождения стирает их из памяти и запечатывает его уста. Чтобы учился и постигал Тору самостоятельно.
Его первые и главные учителя отец и мать. Вся ответственность за продолжение жизни на земле зависит от того, как и чему они учат своих детей.
Позор тем родителям, которые родили и не помогли им открыть запечатанные знания.
Слава отцу и матери, которые научили своих детей учиться и трудиться, научили бояться греха и идти по праведной дороге.

Автор:
Похожие статьи