Комментарии рава Адама Давидова к недельной главе «Реэ»

«Реэ» (רְאֵה, אָנֹכִי נֹתֵן לִפְנֵיכֶם--הַיּוֹם), смотри, – сказал Творец через своего посланника Моше.  - Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, если послушаете заповедей Б-га, Всесильного Вашего, которые Я заповедую вам сегодня. И проклятие, если не послушаете заповедей Б-га, Всесильного Вашего, и совратитесь с пути, который Я указываю вам сегодня, и пойдёте за божествами иными, которых вы не знали (Дэварим 11:26). 
      Это обращение к одному конкретному человеку распространяется на весь еврейский народ. «Реэ» - приказ, обязавший каждого из нас  знать заповеди Торы, а станем мы исполнять или нет, зависит от нашего умственного и духовного состояния. Мы свободны в своих поступках, только следует помнить, что наградой за них может быть благословение или проклятие. 

      Благословение или проклятие

      Человек в отличие от животного волен выбирать свой путь в жизни. Голодный хищник не задумается, хорошо или плохо сожрать другого зверя, а нормальный человек, даже очень голодный, не должен есть себе подобных. И в отличие от всех других существ человек может мечтать, страдать и даже жизнь отдать за свои убеждения. Тысячи и тысячи евреев, которых заставляли принять христианство или ислам, умирали, но не изменяли заповедям Творца. Благословенны праведники!
      В суровое сталинское время, в 1952 году, заключённые советских тюрем и лагерей умирали от голода и от каторжной работы. Что же делать там еврею в праздник Пурим, чтобы выполнить заповедь праздничного подарка, "мишлоах манот"? Тот, кто хотел бы узнать себе цену, пусть поставит себя на место рава Ицхака Зильбера (з.ц.л.), который тяжко работал и голодал в “лагерной зоне”. Ему посчастливилось найти луковицу и ложку сахарного песка, и он послал это, как подарок, с посыльным, с другим евреем, третьему голодному еврею Айзеку Мироновичу.     
      Это называется «кидуш Ашем», освящение имени Творца. А бывает, что глупый еврей совершает «хилуль Ашем». Например, пьёт и ест непотребное, или в седьмой год, в «шана шемита», когда земля согласно заповеди должна отдыхать, обрабатывает землю в Эрец Исраэль, или не прощает долги. А ведь заповедь  седьмого года, «Шемита состоит в том, чтобы всякий кредитор, который даст в долг ближнему своему, простил и не взыскивал с ближнего своего и с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Г-спода» (Дэварим 15:2).
      В Торе есть два понятия: когда действие выполнено «бэ-мезид» – со злобным умыслом или «бэ-шогэг» – непреднамеренно, ошибочно. Пример первого – убийство по заранее составленному плану или предательство и разрыв связи с еврейским народом с целью получить доступ к обещанным благам.  Пример второго – непреднамеренное убийство, например, упал с лестницы на стоящего внизу человека и тот погиб. Или по забывчивости нарушил один из запретов шабата.
      Ашем даёт человеку возможность совершить преступление или отказаться от совершения преступления. «Поступки человека в руках человека; и Святой, Благословенный, его не подталкивает и не предопределяет для него делать нечто или не делать чего-то» (Рамбам "Законы Раскаяния" 5:12). Всегда есть возможность отказаться от злого намерения и избежать проклятия. Не хотел Ашем, чтобы мы были прокляты и дал заповеди, подробную инструкцию, правила, которые следует изучать и исполнять, чтобы быть человеком, а не хищником. 
      Среди многих заповедей, исполнения которых удостоились евреи, –  заповедь кушать и радоваться своей жизни: «И ешьте там пред Г-сподом, Б-гом вашим, и радуйтесь вы и семейства ваши всякому произведению руки вашей, которыми благословил тебя Г-сподь, Б-г твой» (Дэварим 12:7). Есть ли другой народ, кроме евреев, который включил бы в кодекс своих законов обязанность кушать? Нам в шабат запрещено голодать, мы устраиваем три трапезы и должны съесть не менее 180 грамм хлеба (трижды по 60 грамм). Многие богобоязненные евреи устраивают дополнительную, четвёртую трапезу,  «сеудат малка».
      Одна из главных заповедей, что мы находим в этой недельной главе – кашрут. 
      Запрещено совместное употребление молочного и мясного.  
      Запрещено употребление крови: «Только крови не ешьте; на землю выливайте ее, как воду» (Дэварим 12:16). Никакой святости в крови животных нет, употребление крови в пищу – один из обрядов «авода зара» (служения идолам), то, что нам категорически запрещено. Употребление крови  пробуждает в человеке звериную жестокость. Как тут не вспомнить с каким вожделением ели колбасу и бифштекс с кровью участники кровавых расправ над евреями. 
      Запрещено мясо животного, у которого не раздвоены копыта и которое не отрыгивает жвачку (верблюд, свинья, кролик и т.п.), или зарезанного не в соответствии с законами шэхиты. Запрещено трефное и «нэвела», мясо дохлого животного. «Всякую птицу чистую можете есть» (Реэ 14:20). «Не оскверняйте души ваши» (Ваикра 11:44), - требует Ашем. Чистое питание сохраняет душу и полезно телу. Пусть будут благословенны ваши чистые души! 
      Мы не признаём «пророков», которые призывают следовать идеям и правилам, противоречащим Торе. Даже если это твой родной брат, «...не соглашайся с ним и не слушай его, и не щади его, и не прикрывай его» (Реэ 13:9). В истории есть множество примеров, когда лжепророки приносили несчастье еврейскому народу.
      В восемнадцатом веке в Польше появился последователь Шабтая, лжепророка и лжемессии, перешедшего в ислам. Этот новый "пророк", недоучка  по имени Яаков Франк, изучал практическую каббалу. Талантливый организатор, он собрал вокруг себя несколько тысяч последователей. Франк объявил, что он приближает приход Машияха. Сектанты устраивали пьяные оргии, где женщины развратничали в присутствии своих мужей.  После того, как еврейский суд предал франкистов отлучению и проклятию, они обвинили евреев в ритуальных убийствах христиан, а Талмуд объявили учением, враждебным христианству. Католические епископы и священники с радостью поддерживали эту секту и сжигали еврейские книги.
      Невообразимые несчастья и страдания принесли евреям христиане и мусульмане, последователи своих пророков. И те и другие требовали, чтобы евреи переняли их мировоззрение и образ жизни. В Испании, в Италии, в других странах Европы насильно крестили десятки тысяч евреев. На Кавказе жители многих еврейских сёл были или уничтожены, или приняли ислам, и в Израиле есть арабские деревни, где их жители помнят, что их бабушки зажигали шабатние свечи. 
      Сегодня миссионеры действуют даже в Эрец Исраэль и привлекают  неразумных евреев, которым чужое кажется слаще своего. «Остерегайся, чтобы ты не попал в сети, следуя им…» (Дэварим 12:30). Некий молодой докторант Еврейского университета, изучавший санскрит, полетел в Индию и добрался до горного ашрама в Гималаях, чтобы получить благословение у знаменитого индийского мудреца. Монах тот удивился: «Еврей, питающийся из чистого родника, собирается пить из лужи?».
      Тора – чистый родник и заповеди её необходимы для жизни. Любой из законов и повелений, которые мы узнаём, ведут нас к совершенству. Мы устанавливаем справедливость по закону Торы: «Цедэк, цедэк тирдоф! – добивайся справедливости!». Творец требует от нас, чтобы мы были справедливыми и добрыми к еврею и нееврею, к свободному и рабу. «Раскрывай руку свою! – требует Он. –  Не угнетай бесправных и прощай долги. Даже раба не корми чёрным хлебом, когда сам ешь белый, и если у тебя одна подушка, отдай рабу».
      Кто сказал, что легко открывать для бедных ящик с деньгами, заработанными тяжким трудом? О чём ты думал, когда остался без кошерного питания в самолёте, а пассажир, который сидел рядом с тобой, ел чесночную колбасу с салом? Мешает ли еврейским женщинам в июльскую жару закрытая одежда с длинными рукавами? 
      Мы никогда не освободимся от обязанности почитать своих родителей, есть кошерную пищу, соблюдать шабат, праздновать Песах, Шавуот и Суккот.  Наши заповеди всегда современны. Благословение сопровождает евреев всё то время, пока они соблюдают их. 
      Древние евреи изучали заповеди и шли к Святой Земле. И мы учим и идём. Такая у нас дорога, с обязанностями и запретами, с дозволенным и недозволенным. Трудная дорога. Благословенная.
      Убережёт вас Всесильный, чтобы не свернули на ту, которую он проклял.
      Будьте благословенны!


      Йешаяhу, 54:11-55:5

      Удивительный город Йерушалаим, столица мира! «Бедная, встревоженная, безутешная!» (54:11) Расположилась она на холмах, возведена на скалах, где сквозь камень прорастают деревья, цветы и трава. Была убогая, пока евреи не вернулись и не прикрыли её своим телом и своей душой от сонмища врагов? Сказал пророк, что скала сапфира станет основанием Йерушалаима, ведь на сапфировых скрижалях Моше рабену принёс евреям 10 заповедей Творца. 
      Наши сыновья отстроят город заново, и мы говорим Б-гу: «Это не сыновья Твои – банаих, а строители Твои – бонаих (בניך). Тора в их руках, законы Его на устах их, поэтому сказал пророк: «Кто воевать будет с тобой (Йерушалаим), пред тобой падет» (54:15).
      Мы проводим у Стены Плача в Йерушалаиме бар-мицвы наших сыновей и видим, как прекрасны они,  вступающие в общину мужественных строителей, в них органически сочетается физическая и духовная красота. Они сияют ярче всех драгоценностей мира. Напрасно стараются враги, ибо в них сила Б-га и справедливость Его.
      Утешение наше они, «наследие Б-га – дети, вознаграждение – плод чрева» (Теhилим 127:3). В них бессмертие еврейского народа, наше бессмертие.

      ТАКИЕ ДЕТИ
      (Из книги «Ты не один»)

      Учитель жил на втором этаже небольшого дома на берегу Гудиал-чай. Внизу была миква и комната, служившая классом, а наверху ещё одна классная комната и другая, служившая ему спальней, кухней и кабинетом. Он всегда вставал рано, в темноте зажигал керосиновую лампу, читал благословения, растапливал печку и готовился к урокам. 
      В конце двадцатого века время в Азербайджане повернулось вспять, и зима выдалась особенно суровой. Электричество давали на несколько часов в день, не было газа,  ненасытная железная печь с круглой трубой, вправленной в окно, прокоптила стены, все предметы в комнате и одежду. За окном день и ночь сыпал мелкий холодный февральский снег, только крепкий чай без сахара возвращал тело и разум к действию. 
      Учитель сел к столу, открыл пожелтевшие страницы «Мидраш Раба Шемот»  и взял обеими руками горячий гранёный стакан. 
      Слышит вдруг, что кто-то стучит камнем по железной калитке. «Так рано?»  – удивился он, спустился, открыл и видит, что у входа стоит полная молодая женщина. Плачет и кричит: 
      – Раби, раби, папа умирает! 
      Пригляделся: «Так это Аня, дочь нашего шамаша! Что она вопит, с чего бы ему умирать?» 
      Говорит ей: 
      – Холодно, войди в дом, выпьешь горячего чаю и  расскажешь. 
      А она: 
      – Нет, раби, пойдём со мной, посмотри на отца, скажи, что нам делать! 
      Пошёл он, благо идти недалеко, дом их был напротив. Его завели в большую общую комнату, где у стены на низком топчане лежал старик. Лицо, заросшее щетиной, в потолок смотрит. Рядом, сидя на полу, стонет и причитает старуха, его жена, словно он уже умер. А спиной к стене стоят, опустив головы, дети и внуки.
      Учитель подошёл, положил руку на лоб старика и говорит: 
      – Что это вы панику подняли: умирает, умирает... Не умрёт, будет жить! Пойдём, Аня, в другую комнату, объяснишь, что случилось.
      Рассказала она, что у отца были рези в желудке, он перестал есть и  пить. Повезли в городскую больницу, а там его задержали на  несколько дней, проверили и дали заключение, что у него рак желудка в такой форме, что нет лечения. Выписали таблетки  и  отправили умирать. Сказали, что и трёх месяцев он не проживёт.   
      Учитель задумался: «Я не врач, но как же успокоить жену и детей?». Отвечает ей: 
      – Передай маме и всем, кто сейчас там с твоим отцом, чтобы прекратили оплакивать, будет он жить. Надо его соками поить, свежим морковным  и свежим капустным соком. 

      Учитель в бет-мидраше один на восемьдесят мальчиков, приходят они в разное время. В тот день он собрал всех своих учеников и говорит им: 
      – Лазарь, шамаш синагоги, болен, смертельно болен, но мы можем ему помочь, если завтра помолимся за его исцеление. Почему не сегодня? Многие из вас едят не кошерное, это плохо, для молитвы нужны чистые уста. Кто удержится и не поест запретное до утра, будет молиться со мной. 
      На следующий день пришли на молитву все дети бет-мидраша, даже те, кому не было тринадцати лет. Сначала учили Мишну, первую из девятой главы «Бэрахот»:
      Видящий место, где произошли чудеса ради (народа) Израиля, говорит: «Благословен, совершивший чудеса ради предков наших на этом месте». 
      Раби объяснил мишну и рассказал о чудесах Земли Израиля и о чудесах, которые творил и творит Ашем для Своих детей. Потом все встали лицом на юго-запад, в направлении Святой Земли, и читали  молитву «Шмонеэсре».  А когда раби повторно произносил благословения, мальчики отвечали: «Амен!». 
      Потом молились за больного: 
      – Владыка мира, в Твоей власти жизнь всех живых существ и душа каждого человека, от Тебя приговор и от Тебя прощение, от Тебя наказание и от Тебя лечение, дай исцеление Лазарю сыну Бэнила, душе его и телу его, пожалуйста! С жалостью и милосердием в заслугу того, что мы полюбили Твою Тору и в заслугу союза с Тобой, прими нашу молитву, прими молитву Твоих детей.   
      Все сказали: «Амен!».
      Они так молились, так усердно просили, что была услышана молитва из чистых уст.

      Через неделю шамаш сидел в нимазе, в синагоге на своём обычном месте. Не знаю, поили его соками или нет, но он прожил ещё два года. На большее заслуги не было. 
      Чтобы и вы заслужили добрую долгую жизнь, амен!


Автор:
Похожие статьи