Недельная глава «Тазриа».«Шабат hа-ходеш»
– 1 –
Шабат перед рош ходеш, началом месяца Нисан последний из четырёх особых суббот, «арба парашиот», предваряющих праздник Песах. Он называется «Шабат hа-ходеш» и мы в этот день читаем Тору по двум свиткам – недельную главу и главу о новом месяце Нисан, о заповеди Песаха.
«Месяц этот для вас начало месяцев, первый он у вас из месяцев года» («Шмот» 12:2-20). И по определению Мишны (Рош hа-шана 1:1) это Новый год для правителей еврейского народа и для праздников.
До изгнания евреев из Эрец Исраэль месяцы в году отсчитывались от первого Нисана. День коронования и годы правления царей Израиля отсчитывали с этого дня. При заключении договоров ставили дату, отсчитывая время от месяца Нисан, и все последующие праздники тоже отсчитывали от этого дня.
Санhэдрин по свидетельству двух евреев объявлял о наступлении нового месяца, и евреи зажигали на hар Зейтим (Масличной горе) огромный сигнальный костёр. За десятки километров его видели наблюдатели и тоже зажигали большой костёр, передавая новость во все концы страны и даже за пределы Израиля.
Так продолжалось сотни лет, но племя кутим (шомроним, или как их называют ещё самаритяне) зажигали на вершинах гор в разное время свои костры, чтобы ввести евреев в заблуждение. Тогда судьи Санhэдрина постановили отправлять гонцов с известием о наступлении нового месяца. (Рош hа-шана 2:2).
В первом веке н.э. раби Акива начал, а спустя 200 лет его последователи, амораим (законоучители) Шемуэль Ярхинайа и Адда бар Аhава в III веке завершили расчёты долготы суток и долготы месяца, и тогда отпала надобность в свидетелях, подтверждающих явление новой луны на небосводе. Тысяча семьсот лет тому назад глава Санhэдрина hИллел II установил ряд календарных правил и ввёл исчисление до конца шестого тысячелетия.
Горские евреи, бежавшие из Эрец Исраэль задолго до этого сохранили память о сигнальных огнях, их дети ежегодно первого Нисана зажигают в своих поселениях костры. Это первый день радости освобождения от рабства и от ненависти, которая всегда была подобна хамецу, растущему на дрожжах.
– 2 –
Буквальное значение слова «зриа» (тазриа) – посев, и здесь Тора говорит о процессе зарождения человека. Человек удостоен двух миров, этого мира, материального и мира духовного (Мидраш Раба, «Тазриа»). Но жизнь его начинается до того, как он заплачет и откроет глаза, «в чреве матери… созидаем был он в тайне» (Теhилим 139:13-15).
Сказал раби Шемуэль бен Нахман, что Первый Человек был создан андрогиносом (гермафродитом), мужчиной и женщиной, и он был велик от края до края мира (Мидраш Раба, «Тазриа»). Потом Творец разделил его на две отдельные личности, и с тех пор каждый, вновь родившийся, повторяет ту или иную из них, но женская душа стремится к мужской, а мужская к женской.
Если сила женщины в момент зачатия опередит мужскую, родится мальчик, но если мужская сила – родится девочка (Танхума, «Тазриа» 3). Поэтому сказано в книге «Бэрешит»: «Вот и Милка родила сыновей Нахору…а Бетуэль родил Ривку» (Бэрешит 22:20-23).
Но только Всесильный, благословенно Его Имя, решает и позволяет после посева взойти зерну, одному из тысяч. И поэтому сказано, что трое участвуют в рождении человека: Творец, отец и мать. От матери и от отца кровь, кости, мясо и все части тела его, и сила его, а от Творца – душа, без которой в теле нет жизни (Бавли, «Нида» 31а; Зоhар «Тазриа»).
Поэтому, если в семье долгое время нет детей, хотя для этого нет физиологических препятствий, следует просить Творца о помощи. Есть множество примеров, когда достойным женщинам и мужчинам помогали молитва у Стены Плача, цэдака и поддержка праведников.
Женщина, родившая мальчика, сорок дней запрещена мужу, а родившая девочку – восемьдесят дней (Ваикра 12:3-5; «Нида» 21а; Йорэ Деа 194).
Сорок дней – срок её нечистоты, а восемьдесят – это сорок дней её и сорок дней её новорождённой дочери. До завершения этих дней она находится в состоянии ритуальной нечистоты и подобна «нида» (ритуальная нечистота женщины в менструальный период). Эти же сроки сохраняются даже, если был выкидыш.
После родов, когда почувствует себя достаточно окрепшей, но не ранее, чем через семь дней после рождения мальчика и четырнадцать дней после рождения девочки, она должна окунуться в микву.
Миква – особый бассейн, где собрано не менее 332 литров дождевой воды. Минимальная глубина миквы 80 см. Как правило, воду подогревают до температуры тела.
Баня, ванна или бассейн не освобождают от ритуальной нечистоты. Естественный водоём (море, озеро, река с запрудой, где объём стоячей воды сорок сеа) могут заменить микву. Но при условии, что к ногам окунающейся не прилипнет грязь и, что уровень воды будет на 30 см выше пояса, и на её теле не будет предметов, препятствующих свободному доступу воды к телу. Во время окунания другая женщина должна следить, чтобы её волосы и все части тела полностью оказались в воде.
Женщина распространяет «тумъа нида» в период менструации до тех пор, пока она не очистится в водах миквы. Состояние нида, «тумъа нида», опасно, как для женщин, так и для мужчин.
Находясь в состоянии духовной нечистоты, человек может испытывать сильное недомогание, а если был болен, болезнь обостряется. «Тумъа» влияет на духовное и на физическое состояние всех, кто прямо или косвенно попадает под её воздействие, в том числе на эмбрион, который ещё в чреве матери. Поэтому не только невеста, но и жених должен до хупы очиститься в водах миквы.
Воды миквы очищают от любых видов ритуальной нечистоты, кроме «тумъа мет», состояния ритуальной нечистоты, которое человек приобретает, находясь в одном помещении с умершим, или коснувшийся умершего (Ваикра 15:16).
Тот, кто пишет Сефер Тору, тэфилин или мезузу, тот, кто читает Сефер Тору для общины или ведёт молитвы, обязан регулярно очищать себя в водах миквы.
«Законы чистоты семейной жизни – одна из важнейших заповедей Торы. Их нарушение приравнивается к нарушению поста в Йом Кипур. Мы соблюдаем эти законы потому, что так нам велел Б-г, но никак не потому, что учёные это одобряют» (Рав Ицхак Зильбер, «Беседы о Торе»).
«Тумъа» может распространять и мужчину, если у него есть "выделения", и в этом случае необходима миква. Мы обязаны позаботиться о своей душе и по возможности оградить и очистить себя (Ваикра 15:31).
Ритуальная нечистота мешает всем, и мужчинам, и женщинам, когда появляется нужда установить духовную связь с Творцом. (Мишна. Таhарот 9). «Тумъа» мы получаем от соприкосновения с ритуально нечистыми продуктами и с предметами, которые служили или служат для обрядов идолопоклонникам. В состоянии ритуальной нечистоты мы встаём утром со сна.
После сна, и перед тем, как есть хлеб, следует выполнить обряд омовения рук «нетилат ядаим» (буквальное значение слова «нетила» – взятие, отнятие). Это не обычное мытьё рук, как полагают некоторые, а вознесение рук.
Если руки грязные, надо помыть их с мылом, потом полить из кружки на правую и на левую руку по три раза. Потом поднять руки на уровень лица, сказать бэраху и тщательно вытереть полотенцем. Обязательно после уборной следует выполнить «нетилат ядаим» (без бэрахи).
Заботясь о физической чистоте, не забудем о чистоте духовной. Мир вам.
Автор: Рав Адам Давидов